Северо-Западный сектор Арктики: прогноз развития экологической ситуации

Северо-Западный сектор Арктики: прогноз развития экологической ситуации

Семинар был организован правительством Мурманской области совместно с норвежской компанией “Статойл АСА”. Мероприятие прошло в рамках подписанного Меморандума о взаимопонимании по технико-экономическому сотрудничеству, подписанного между правительством Мурманской области и “Статойлом”.

В рамках реализации протокола стороны совместно планируют создать в Мурманске лабораторию по изучению состава и свойств нефти, поставить оборудование по ликвидации аварийных разливов нефти Мурманскому бассейновому аварийно-спасательному управлению (МБАСУ), а также разработать программу экологической безопасности региона.

Прогноз развития экологической ситуации

Председатель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Бичук представил прогноз развития ситуации в Северо-Западном секторе Арктики.

По его словам, к 2010 году объемы транспортировки нефти в регионе должны возрасти до 20-50 миллионов тонн в год. Кроме того, в будущем ожидается существенное увеличение объемов геологических работ в Северо-Западном секторе Арктики.

Естественно, региональное правительство cвязывает с освоением Арктического шельфа надежды на улучшение социально-экономического положения в регионе.

В то же время правительство Мурманской области предпринимает усилия по увеличению уровня экологической безопасности. Уже разработан и утвержден план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) в Северо-Западном секторе Арктики (для акваторий Баренцева и Белого морей, входящих в оперативную зону МБАСУ), регулярно проводятся учения МБАСУ и МЧС по спасению людей и устранению последствий аварийных разливов нефти.

Основные проблемы работы в регионе

По словам вице-президента по экологическим вопросам“Статойла” Бьорна Кристофферсена, главной задачей компаний, которые придут работать в регион, будет сохранение биоразнообразия и максимальное ограничение выбросов. Кристофферсен озвучил ряд основных экологических проблем, с которыми столкнутся нефтегазовые компании во время работы в этом регионе.

Первой из проблем, по его мнению, является разработка стандартов экологической безопасности и технологий, которые позволят добиться “нулевого выброса”.

Второй серьезной проблемой является недостаток знаний об экосистеме региона. Кристофферсен считает необходимым заложить основы для соответствующих исследований и проводить сами исследования.

Среди других важных задач были названы разработка методов борьбы с аварийными ситуациями, установление хороших отношений с коренными народами и рыбаками.

Сбор нефти в ледовых условиях

Норвегия проводит исследования действия на нефть различных атмосферных явлений. Для правильной координации при ликвидации разлива важно знать состав разлившейся нефти.

В настоящее время существует несколько концепций поведения при разливе нефти в ледовых условиях. Специалисты предлагают диаметрально противоположные меры: сжигать нефть, использовать большие суда для того, чтобы отдрейфовать лед и попытаться проводить работы на открытой воде, или наоборот, разбить лед и потом собирать нефтепродукты.

Воздействие льда на состояние нефти

В результате эксперимента было выявлено, что обычный анализ и обычные средства реагирования не очень эффективны в ледовых условиях, и этому есть ряд причин. Во-первых, лед влияет на маневренность, эффективность и способ развертывания таких технических средств как нефтесборщики-скиммеры и боны. Например, если отодвигать лед для сбора нефти скиммером, нефтяная пленка становится все тоньше и тоньше, и фактически аппарат будет собирать одну воду.

Кроме того, лед погашает волнение на море, что влияет на поведение нефтепродуктов. Большую сложность представляют низкие температуры в Арктике, наличие полярной ночи, удаленность от населенных территорий и низкий уровень инфраструктуры. Полярная ночь, например, затрудняет определение местоположения нефтяных пятен, а низкие температуры приводят к увеличению вязкости нефти — она просто теряет текучесть.

Большую сложность представляет прогнозирование поведения нефтяного разлива в ледовых условиях. Существует концепция использования вибрации, которая загоняет лед под воду, в результате чего нефть поднимается на поверхность. Но подобная технология нуждается в серьезной доработке.

Решение проблем

По мнению участников семинара, для обеспечения экологической безопасности при работе в Арктических условиях необходимо серьезно отнестись к целому ряду проблем, требующих решений и доработок.

Прежде всего, существует необходимость в перепроектировании боновых заграждений, скиммеров и другого оборудования для сбора нефти, доработка этого оборудования для работы в ледовых условиях. Нужно доработать большинство средств, регулярно использующихся для ликвидации аварийных разливов, проработать возможности использования диспергентов, расширить знания о поведении нефти в ледовых условиях.

Все участники семинара согласились с выводом: независимо от количества оборудования, нужно уметь правильно и оперативно его использовать, для чего нужны регулярные учения.

Анна Киреева, BELLONA

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.