Экологи протестуют против ввоза в Россию урановых хвостов

Экологи протестуют против ввоза в Россию урановых хвостов

Акция была организована группой “Экозащита!”, в ней участвовали активисты из Томска, Калининграда, Мурманска, Санкт-Петербурга, Омска, Барнаула, Москвы, Челябинской области (Озерск), Екатеринбурга и Красноуфимска, сообщает Беллона”.

В час дня около здания областной администрации экологи развернули два транспаранта длинной около 40 метров “Остановите ввоз радиоактивных отходов!” и “Россия хвостами прирастать будет?”. Своей акцией экологи хотят привлечь внимание к проблеме ввоза радиоактивных отходов в Россию, в том числе и на Сибирский химкомбинат (СХК) в Томской области, который принимает так называемые “урановые хвосты” — отходы процесса обогащения урана — из Франции и Германии.

Первый транспарант был поднят на флагштоках на высоте около 10 метров, второй растянут внизу. Некоторые прохожие, жители Томска, присоединялись к акции, и заявляли журналистам о том, что поддерживают позицию экологов. Акция продолжалась около получаса, прежде чем была прекращена милицией. Томские милиционеры разорвали один из транспарантов и задержали 12 участников.

“Свозить в Сибирь радиоактивные отходы — преступление перед будущими поколениями россиян. За более чем 50 лет своей деятельности атомная индустрия так и не разработала технологий полностью безопасной утилизации радиоактивных отходов, но с огромной скоростью увеличивает количество таких отходов в России, в том числе и через ввоз иностранного радиоактивного мусора”, — заявил во время акции Владимир Сливяк, сопредседатель группы “Экозащита!”.

Прямо во время интервью четверо милиционеров, не представившись и не составив протокол, задержали Сливяка “для установления личности” и увезли на милицейском уазике. Он и остальные задержанные в настоящее время находятся в Ленинском РУВД города Томска. Объявление до сих пор не предъявлено, к ним отказываются пропустить юриста.

Милиция также попыталась задержать Надежду Кутепову, антиядерную активистку, приехавшую из Озёрска, и наблюдавшую акцию вместе с пятилетним сыном. После вмешательства прохожих и журналистов, милиционеры оставили Кутепову, и полезли на флагштоки, чтобы стянуть баннер.

— В Томске на абсолютно незаконных основаниях любые акции и пикеты вблизи областной администрации запрещены. Мы проводим несанкционированный пикет, поскольку главный закон — Конституция России гарантирует свободу волеизъявления, а наша цель в том, чтобы довести нашу точку зрения до областной администрации, — сказал журналистам во время акции представитель “Экозащиты!” Андрей Ожаровский.

На вопрос корреспондента “Беллона.Ру” о законности задержания активистов милиция отказалась отвечать. Телефоны в РУВД, где находятся активисты, не отвечают.

Ввоз урановых хвостов

Корабли с опасным грузом прибывают в порт Санкт-Петербурга, после чего хвосты отправляются по железной дороге на ядерные комбинаты Сибири. Росатом причисляет хвосты не к отходам, а к ценному сырью, несмотря на то, что промышленность использует только очень небольшие количества хвостов, а 90% ввезенного гексафторида урана остаются храниться в России.

По российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен. В июне 2006 года “Беллона” и “Экозащита!” направили жалобу в прокуратуру в связи с прибытием корабля Doggersbank с 1000 тонн отходов в порт Петербурга.

“Мы рассчитываем, что прокуратура отреагирует на нашу жалобу”, – говорит юрист “Беллоны” Нина Поправко.

“Я могу сразу сказать, что мне это не нравится – когда завозят 1000 тонн обедненного гексафторида урана, его обогащают до нужной кондиции, отправляют назад, а почти 90% остается у нас на территории. Может быть, когда-то цена на уран вырастет до такой степени, что его выгодно будет перерабатывать, но когда – этого никто не знает. А может быть, и не вырастет – тогда он навсегда у нас останется”, – заявил Юрий Зубков, начальник отдела радиационной безопастности областного комитета охраны окружающей среды Томской области в интервью “Беллоне.Ру”.

“Кроме того не только нам, а и населению, и зеленым не нравится, что все эти опасные материалы возят через жилые кварталы города Томска”, – добавил Зубков.

Ранее “Экозащита!” и Томская экологическая студенческая инспекция (ТЭСИ) объявили о начале работы 7-го Национального антиядерного лагеря, который расположился вблизи Сибирского химкомбината близ закрытого города Северска в Томской области.

Лагерь работает с 26 июля по 3 августа, в рамках его работы экологи проводят не только информационные мероприятия для населения, но и протесты. В работе лагеря принимают участие десятки представителей различных экологических организаций от Калининграда на западе до Красноярска на востоке в России. Антиядерный палаточный городок расположен на берегу реки, по другую сторону от которой — закрытая территория, принадлежащая крупнейшему плутониевому заводу в мире. А неподалеку от лагеря — поселок Спутник с исследовательским ядерным реактором.

Ввоз “урановых хвостов” приобрел гигантские масштабы. Отходы принимают в Северске (Томская область), Ангарске (Иркутская область), Зеленогорске (Красноярский край) и Новоуральске (Свердловская область). За последние 10 лет, в результате так называемого до-обогащения “хвостов” в России образовалось не менее 100 тысяч тонн новых радиоактивных отходов, за хранение и захоронение которых Россия не получает ничего. Необходимым условием этого бизнеса является готовность Росатома оставлять радиоактивные отходы на своих предприятиях. Между тем, стоимость захоронения этих радиоактивных отходов в разных странах колеблется от 2 до 22 миллионов долларов за тысячу тонн. Если бы западноевропейские компании Urenco и Eurodif захоранивали отходы у себя, то стоимость их продукции возрастет примерно в 5 раз.

“Мы уже пострадали от деятельности СХК — несколько деревень загрязнены радиацией в результате аварии 1993 года, однако до сих пор не отселены. Нужно прекратить опасную деятельность комбината, иначе жители всей России рискуют оказаться в нашем положении”, — заявила во время акции Зинаида Коломойцева, активист из деревни Наумовка Томской области.

Деревня Наумовка, как и соседняя деревня Георгиевка, пострадали в результате аварии на СХК в апреле 1993 года. Дело жителей Наумовки рассматривается сейчас Европейским судом по правам человека в Страсбурге, суд уже направил запрос российскому правительству, почему дело рассматривалось так долго. Дело ведет томский адвокат Константин Лебедев, ранее добившийся выплаты компенсаций жителям села Георгиевка, пострадавшим в результате аварии на СХК 1993 года.

— Суд длился долго но не учел заключения ученых о влиянии СХК на здоровье жителей. Настроение в деревне очень мрачное, после того как в конце этого мая в Наумовке родился двухголовый теленок, люди уже ничего хорошего не ждут, — сказала Коломольцева корреспонденту “Беллоны.Ру”.

Комментируя ситуацию в обществе, Валерий Коняшкин, специалист департамента охраны окружающей среды Томской области, заявил корреспонденту “Беллоны.Ру”: “Сейчас, мне кажется будет сильный откат. В стране продолжается так называемое построение вертикали власти, и скоро будет намного тяжелее бороться за общественные экологические интересы”.

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.