Найденное захоронение эмбрионов динозавров станет важным звеном в изучении их эволюции и жизни

Весной 2013 года в Китае, южной части страны, группа канадских археологов под руководством Роберта Рейша проводила раскопки. В результате работ было обнаружено захоронение эмбрионов динозавров. Возраст захоронения составляет предположительно 190 миллионов лет, то есть относится к началу Юрского периода! Поразительная находка была совершена в провинции Юннань, в породах, формирование которых датируется 200-190 миллионами лет. На сегодня это самое древнее доказательство существования гигантских ящеров!

Ученые считают находку очень важным шагом в изучении древних ящеров. Эмбрионы принадлежат зауроподам-люфенгозаврам. Ранние родственники диплодоков, которым принадлежит кладка, были мало похожи на своих сородичей. Согласно найденным скелетам, они передвигались на двух конечностях и были всеядны, имели острые когти и были способны развивать большую скорость. И задние, и передние конечности были очень длинными.

Исследование показало, что причиной гибели кладки из 20 яиц стали природные катаклизмы: потоп, грязевая лавина. Найденные окаменелости содержат хорошо сохранившиеся фрагменты скорлупы, а также эмбрионов зауроподов-люфенгозавров. Особую ценность для науки составляет тот факт, что эмбрионы в скорлупе находятся на разных стадиях развития.

Изучение находки позволят понять биологию и структуру организма животных, а также процесс их развития внутри яйца. Это станет важным звеном в изучении эволюции и жизни динозавров. Ученые, изучив кости, утверждают, что эмбрионы регулярно переворачивались внутри скорлупы. Это характерно для птенцов современных птиц. Что еще раз доказывает родство динозавров и пернатых. Кроме того, важным открытием стал быстрый рост эмбриона.

Сохранившиеся следы белка в костях животных находится в процессе изучения и, возможно, прольет свет на строение ДНК динозавров. До настоящего времени найденные останки из-за большого возраста не дают возможности выявить ДНК динозавра и, следовательно, клонировать их: срок хранения молекул ДНК даже при низких температурах составляет не более 6-7 млн лет. Динозавры же полностью вымерли на нашей планете порядка 60-70 млн. лет назад.

Примерно год назад в другой китайской провинции - Чженцян - археологи «откопали» аналогичную находку, возраст которой составляет 90 млн лет. Непохожие черты строения обнаруженных яиц кладки и их внутренние оболочки при более тщательном изучении позволили предположить их принадлежность к неизвестному ранее виду.

Археологи неоднократно открывали подобные «кладбища» на территории Китая и ранее, но не столько почтенного возраста.

Такая же кладка обнаружена несколько ранее на территории Чечни, изучением возраста которой и классификацией ученые занимаются по сей день.

Фото: nationalgeographic.it