Веста: новый свет на скрытую историю гигантского астероида

Массовое столкновение сильно повлияло на историю эволюции Весты, самого яркого астероида, видимого с Земли.

В своем новом исследовании ученые из Токийского технологического института, Национального института полярных исследований Японии и ETH Цюрих, Швейцария, пролили свет на наше понимание формирования протопланет более 4,5 миллиардов лет назад, в раннем младенчестве Солнечной системы.

Они определили точное время крупномасштабного столкновения на Весте, которое помогает объяснить кривую форму астероида, и они точно указывают на столкновение 4525,4 миллиона лет назад.

Веста, второе по величине тело в поясе астероидов, представляет огромный интерес для ученых, исследующих происхождение и образование планет. В отличие от большинства астероидов, она сохранила свою первоначальную, дифференцированную структуру, то есть имеет корку, мантию и металлическое ядро, очень похожее на Земное.

В последние годы миссия НАСА «Рассвет», которая находилась на орбите Весты в 2011-2012 годах, укрепила идею о том, что метеориты HED (говардит-эвкрит-диогенит) происходят из Весты и позволили лучше понять состав и структуру астероида. Тщательное картирование геологии Весты выявило необычно густую корку на южном полюсе астероида.

Ключом к раскрытию этой временной шкалы было изучение редкого минерала под названием циркон (каменно-железные метеориты (мезозидериты), которые похожи на метеорит HED по текстуре и составу). Основываясь на убедительной предпосылке, что оба типа метеоритов происходили из одного и того же родительского тела, Весты, команда сосредоточилась на датировании циркона по мезозидеритам с беспрецедентной точностью.

Исследователи разработали методику измерения возраста образцов с использованием датирования по урану и свинцу, команда объединила свои знания, чтобы предложить новую эволюционную модель для Весты.

Команда выделяет два существенных момента времени: начальное образование коры 4558,5 ± 2,1 миллиона лет назад и смешивание металлсиликата при столкновении с ударом в 4525,39 ± 0,85 миллиона лет назад. Это столкновение, воздействующее на северное полушарие Весты, вероятно, вызвало плотную корку, наблюдаемую миссией «Рассвет», и подтверждает мнение, что Веста является прародителем мезосидеритов и метеоритов HED.

Теперь ученые планируют исследовать температуру и скорость охлаждения во время и после крупномасштабного столкновения на Весте на основе измерений мезозидерита и HED-метеорита.

Разработанный группой метод датирования в будущем может быть применен к другим метеоритам, чтобы лучше понять, когда и как протопланеты образовывались и росли, превращаясь в планеты, подобные Земле.

Фото: ustinka.kz

Научные открытия, которые изменили мир до неузнаваемости

Сейчас уже невозможно представить жизнь без антибиотиков или электричества. А когда-то эти открытия перевернули жизнь людей, изменив ее к лучшему. Мы вспомним самые значимые научные открытия.

Таинственная подземная жизнь

Жизнь на Земле принимает самые разные обличия. Она стремится занять все места, где только возможно ее существование, в том числе и глубоко под поверхностью планеты.