Может ли жизнь на Марсе скрываться глубоко под землей?

Может ли жизнь на Марсе скрываться глубоко под землей?

Как часто ученые задаются вопросом, есть ли жизнь на Марсе, однако, возможно, чтобы найти ответ, придется заглянуть в его глубины. Обычно жизнь на Марсе или следы того, что она когда-то была на этой планете, ищут на ее поверхности, в местах, где имеются следы присутствия в прошлом воды. На данный момент никаких следов жизни на Марсе не найдено, но это не лишает надежды найти микроскопические живые организмы под его поверхностью. На очередном собрании Американского геофизического союза, которое состоялось 11 декабря, были представлены соответствующие доклады. В минувшие десятилетия исследования земных недр открыли существование глубинной биосферы, кишащей различными микроорганизмами. Ученые полагают, что схожее явление может присутствовать и на Марсе.

Профессор Джозеф Михалски заявил в своем докладе, что, возможно, на поверхности Марса никогда и не было условий для развития жизни. Ожидание, что жизнь будет существовать на поверхности, по мнению ученого, исходит от наших представлений о родной планете. Миллиарды лет назад, когда планеты Солнечной системы были еще молоды, поверхности Марса и Земли могли быть схожи. Но все поменялось после того, как Марс потерял свое магнитное поле. Как сказал Михалски Live Science, после этого выживание на планете стало чрезвычайно сложным из-за высокой радиации. Ученые считают, что жизнь возникла на Земле от 3,8 до 3,9 млрд лет назад, когда условия в некоторых местах на планете напоминали те, какие сегодня имеются возле гидротермальных источников. В те времена на Марсе имелись схожие условия. Михалски считает, что жизнь могла возникнуть на Марсе в то время, но была вынуждена приспособиться к исключительно подземному существованию. Жизнь могла появиться возле гидротермальных источников и выжить под поверхностью Марса. Если судить по глубинной биосфере Земли, то подземный микробиом Марса может быть невероятно разнообразным и многочисленным. Глубинная биосфера Земли была открыта всего тридцать лет назад, и теперь ученые считают, что ее микроорганизмы могут составлять до половины всей жизни на нашей планете.

Микробы в глубинной биосфере Земли играют важную роль в сохранении углерода, который в ином случае стал бы парниковым газом. Подземный биом представляется специалистам важным в плане понимания возникновения и развития жизни на планете. Михалски заявляет, что в настоящее время ученые только начинают понимать, что глубинная биосфера действительно значит для Земли и как она может изменить наше отношение к планетам Солнечной системы и экзопланетам.

Глубины Марса выглядят многообещающим местом для поиска внеземных микробов, так как могут быть более пригодны для их жизни, чем глубинная биосфера Земли. Подземный камень Марса более пористый, чем на Земле, что делает возникновение в нем питательных веществ и газового обмена более вероятным. Более холодное ядро Марса создает подходящие для жизни температуры. Михалски считает, что в глубине Марса могут жить одноклеточные организмы, способные пребывать в спячке долгое время и выживать посредством метаболизма, основанного на водороде, метане и сере.

Фото: evmenov37.ru