Почему Юпитер считают странной планетой

Почему Юпитер считают странной планетой

Юпитер - самая старая планета в Солнечной системе. Несмотря на века наблюдений за ней, эта прекрасная планета по-прежнему хранит множество тайн. Постепенно наука раскрывает некоторые из них, благодаря современным телескопам и космическим аппаратам. Некоторые открытия оказываются настолько невероятными, что ученые даже не уверены в том, как можно объяснить ставшие известными факты.

Замедленное развитие

В наши дни Юпитер - это настоящий гигант. Но в прошлом у него были проблемы с ростом. В 2018 году ученые выяснили, что в прошлом Юпитер переживал периоды замедленного роста. Наиболее распространенная теория формирования Солнечной системы говорит, что Солнце было окружено газопылевым облаком, частички которого постепенно соединялись, таким образом формируя массивные тела, ставшие затем планетами. Юпитер был странным ребенком. На протяжении миллионов лет он набирал вес. Затем, когда его масса в 20 раз превосходила массу Земли, он перестал расти. Крупные космические тела врезались в планету, но вместо массы они становились энергией. Это создавало области с такими высокими температурой и энергией, что только немногие молекулы газов могли стать частью Юпитера. Так продолжалось на протяжении двух миллионов лет, в течение которых почти не происходило роста планеты. Тем не менее Юпитер увеличился до массы, в пятьдесят раз превосходящей массу Земли. После этого он вернулся к нормальному темпу роста, и в наши дни его масса превосходит массу нашей планеты в 300 раз.

Глубокие полосы

Юпитер - это очень красивая планета. Могучие ветра создают в его атмосфере притягивающие взор ураганы и потоки, выглядящие эффектными полосами. Долгое время глубина этих потоков оставалась неизвестной. В 2018 году ученые из НАСА смогли выяснить это. Они использовали автоматическую станцию «Юнона», которая находится на орбите Юпитера и делает оборот вокруг него за 53 дня. Изменения в сигналах станции показали, как сильно ее притягивает гравитация планеты во время их передачи. Это позволило создать трехмерное изображение потоков. Чем сильнее притяжение, тем больше масса в регионе, над которым проходит станция. Гравитационная карта показала, что некоторые из потоков имеют глубину в 3000 километров. Возможно, удастся даже решить загадку о том, почему жидкость под потоками ведет себя подобно твердому телу.

Загадка молний

На Юпитере обычно штормовая погода. Астрономы давно предполагали, что должны быть и молнии. Это было подтверждено в 1979 году. Но молнии оказались странными. Они выпустили радиоволны, и на протяжении десятилетий каждый отправленный к планете космический аппарат записывал странные данные. Молнии на Юпитере издавали сигнал только на низких частотах. Никакая теория не могла объяснить этого, так как на Земле молнии излучают радиоволны на частотах от низких до очень высоких. Станция «Юнона» помогла решить загадку. Выяснилось, что проблема была не в Юпитере, а в наших технологиях. Ранее станции не приближались к планете так близко, как «Юнона», и не обладали такими чувствительными приборами. «Юнона» же смогла зафиксировать сигналы от молний и на других частотах. Но все же странность в молниях Юпитера имеется. На Земле молнии предпочитают бить на экваторе и избегают полюсов. На Юпитере же наоборот - его экватор не видит молний, а на полюсах они могут возникать четыре раза в секунду.

Фото: newsfrol.ru