Чудеса Вселенной: любопытные факты о спутниках Юпитера

Газовый гигант Юпитер имеет такие размеры и массу, что вокруг него сформировалась собственная планетная система в миниатюре, состоящая из огромного количества естественных спутников. В настоящее время их насчитывается, по меньшей мере, 79, и вопрос об их окончательном числе остается открытым. Предлагаем узнать интересные факты о некоторых из них.

1. Шесть спутников числятся «потерянными» - это означает, что после открытия их больше не удалось наблюдать и не имеется достаточно сведений, чтобы рассчитать их орбиты.

2. Четыре самых крупных спутника Юпитера были открыли Галилео Галилеем.

3. По большей части спутники Юпитера представляют собой небесные тела диаметром не более четырех километров. Считается, что они являются астероидами, которые Юпитер притянул к себе, похитив из межпланетного пространства.

4. Ближе всего к Юпитеру находится Метида. Это далекий от сферической формы астероид, имеющий диаметр чуть больше 21 километра. Метида совершает оборот вокруг Юпитера менее чем за один его день. Ученые не сомневаются, что рано или поздно Метида столкнется с Юпитером.

5. Спутник Юпитера Ио представляет собой самое активное в геологическом плане небесное тело, известное человечеству. На Ио имеется более 400 активных вулканов. Выбросы некоторых из них поднимаются на 300 километров и выше, а реки лавы имеют протяженность в несколько сотен километров. Немало на Ио и гор. Высота горы Южная Боосавла превосходит 15 километров. Из-за выбросов вулканов на Ио происходит усиление магнитосферы Юпитера. Это является одной из причин того, что орбита Ио находится в пределах радиационного пояса Юпитера. Уровень опасного излучения на ее поверхности таков, что человек не протянет там и нескольких часов. Галилей называл Ио «Юпитером-1», и только в 19 веке спутник получил свое название из греческой мифологии. Ио была жрицей Геры, жены Зевса, и влюбилась в этого могучего бога. Для того, чтобы скрыть связь с ней, он превратил ее в корову. Только после долгих скитаний ей удалось вернуть себе человеческий облик и родить Зевсу сына.

6. На спутнике Юпитера Европе может быть жизнь. Ученые считают, что под ледяной поверхностью Европы может скрываться жидкий океан. Условия в нем могут оказаться вполне пригодными для возникновения жизни. В отличие от Ио, на Европе нет ни одного кратера или горы. Глубина океана подо льдом Европы может достигать ста километров.

7. Спутник Юпитера Ганимед, самую крупную луну в Солнечной системе, можно разглядеть на небе без телескопа. О Ганимеде знали еще в Древнем Китае. Астроном Гань Дэ упоминал о Ганимеде еще в 365 году до н.э. У Ганимеда имеется слабое магнитное поле. Согласно одной из теорий, Ганимед был сформирован из пылегазовой смеси в течение десяти тысяч лет, что по космическим меркам невероятно быстро.

8. Другая луна Юпитера - Каллисто - также обладает скрытым под поверхностью океаном. Он находится на глубине ста километров в ее толще. Указанием на это служит наличие магнитного поля. Каллисто также отличается невероятно большим количеством кратеров.

Фото: news.sputnik.ru