Мир сегодня

Из пучин Атлантики начал расти новый остров Канарского архипелага

На глазах ученых из пучины морских вод рождается новый остров Канарского архипелага. Подводный вулкан, расположенный к югу от острова Йерро, вступил в третью фазу извержения - в последние дни фонтаны воды поднимались над Атлантикой на 20 м. Говорят, местные видели, как примерно на такую же высоту из моря вылетали целые куски породы. Над жерлом - водоворот диаметром в десятки метров. Он теплее, чем окружающая вода.

До сих пор вулкан демонстрировал смою мощь под водой. Теперь же время от времени на поверхности океана к югу от него появляются вспенивания, как будто вулкан одолела икота. Это говорит о том, что гора растёт и центр извержения приближается к поверхности. Островитяне уже ищут название для новой территории. Ждать осталось 70 метров, сообщают специалисты Национального географического института Испании.

Обычно извержения вулканов характерны для территорий, расположенных на стыке литосферных плит или в их разломах. Для объяснения вулканической активности в других местах около 40 лет назад была предложена гипотеза восходящих магматических потоков. Такие потоки диаметром до сотни километров поднимаются из недр и "питают" вулканы. Хотя некоторые наблюдения косвенно подтверждают эту гипотезу, с ней согласны не все геологи.

Насколько велик риск для жителей близлежащих районов? В прошлые выходные сотни людей, живущих в южной части острова Йерро, были вынуждены покинуть свои дома. Запах опасности - пары серы - налицо. Местный Институт вулканологии сообщил о трёхкратном увеличении уровня углекислого газа - предупредительный сигнал о том, что вулкан не собирается успокаиваться. Растёт число сейсмических возмущений на морском дне. С июля Йерро потрясли более десяти тысяч незначительных толчков. С 22 октября магнитуда некоторых землетрясений стала превышать 4,0. Сейсмографы рисуют типичную картину течения магмы (гармонического вулканического дрожания) - явный признак надвигающегося извержения.

Ученые предупреждают с сентября, что извержение может задеть и сушу. В последнее время толчки начали смещаться с юга на север Йерро. С другой стороны, они происходят на глубине десяти километров и больше, так что риск выхода магмы на поверхность пока мал. Но она уже поднимается. Национальный географический институт полагает, что излияние лавы, скорее всего, произойдет в пределах или вблизи долины Хольфо на северном побережье.

Вулканическое происхождение Канарских островов в большой степени определяет их геологические особенности - не только по составу горных пород и минералов, но также по особенностям рельефа (вулканы, бедленды). Все это вместе с действием эрозии оставило свой след на канарских землях спустя миллионы лет.
Ущелья и крутые обрывы обнажают поля лавы, пересеченные тысячами даек. В этих местах иногда можно заметить профиль старого вулкана, остатки жерла, из которого изливалась лава, или крупные залежи легких веществ, разнесенных ветром на многие километры. Скалы и минералы Канарского архипелага имеют вулканическое происхождение, поскольку на островах отсутствуют другие типы веществ, характерные для континентальных зон, сформировавшихся, когда острова еще не появились из глубин Атлантики (в архейский, палеозойский и мезозойский периоды).

На Канарских островах преобладают вулканы трещинного типа - их особенность заключается в излиянии лавы на земную поверхность по крупным трещинам или расколам, - а также центрального типа, когда извержение происходит из кратера вулканического конуса.

В настоящее время у южного побережья на поверхности воды дрейфуют пемза и пепел. Предварительный анализ материала показал взрывоопасный потенциал вулкана. Большинство так называемых горячих вулканов производит базальтовую магму с относительно небольшим содержанием диоксида кремния (SiO2). Он действует как клей, создавая очень вязкую магму, что приводит к накоплению газов и взрывоопасной смеси. Выяснилось, однако, что вулкан близ Йерро питается от двух источников лавы: один из них представляет собой менее летучую базальтовую магму, а второй - более взрывоопасную.

Между тем суперконтиненты формируются и разбиваются на части каждые несколько сотен миллионов лет. Геофизики проследили этот процесс посредством измерения магнитных полей в древних породах, а некоторые пытаются экстраполировать сегодняшнее движение тектонических платформ на будущее, чтобы выяснить, каким будет новый суперконтинент.

Одни называют его Амазией, другие - Новопангеей. Он уже формируется: Африка медленно сталкивается с Европой, а окраины Австралии начали ''толкаться'' с Азией. Большинство прогнозов гласит: Тихоокеанский регион закроется, так как он будет по-прежнему подползать под Азию на западе и Северную Америку на востоке. В конечном итоге к этой вакханалии присоединятся Южная Америка и Антарктида.

Стоит отметить, что ни один из прогнозов не учитывает двух больших горячих зон в мантии, расположенных в 2 800 км под Африкой и южной частью Тихого океана. По последним данным, каждая из них способна поднять кору на один-два километра, что не может не сказаться на движении плит. В процессе формирования Пангеи из более древних континентов на местах их столкновения возникли горные системы, некоторые из них просуществовали и до нашего времени, к примеру Урал или Аппалачи. Эти ранние горы гораздо древнее таких сравнительно молодых горных систем как Альпы в Европе, Кордильеры в Северной Америке, Анды в Южной Америке или Гималаи в Азии. Из-за длящейся много миллионов лет эрозии Урал и Аппалачи - обкатанные невысокие горы.

Ранее, после долгих исследований американские ученые пришли к выводу, что Северная Америка и Антарктида 1,1 миллиарда лет назад представляли собой один суперконтинент, "шов" которого проходил через штат Техас и антарктическую Землю Котса. Известно, что во второй половине юрского периода Пангея начала распадаться.

фото compulenta.ru

Современные загрязнители воды

В прошлом загрязнение рек в развивающихся странах происходило в основном от сбрасывания необработанных сточных вод.

В глобальном потеплении обвинили гражданскую авиацию

Ученые, климатологи и экологи продолжают изучать причины глобального потепления, которое окутало весь мир и грозит всевозможными катастрофами, а также поиски путей, чтобы избежать ее.

Климатологи: потепление на земле стало агрессивным

Температура на Земле продолжает увеличиваться с каждым годом. Такого зноя планета не знала последние 120 тысяч лет и период, начавшийся с 2015 года, может быть ознаменован как начало эпохи жары.

На Землю обрушился сильнейший геомагнитный шторм

Земля оказалась в плену мощнейшей геомагнитной бури, которую специалисты оценивают как относящуюся к классу G3 и считающуюся довольно опасной.

Как нам вредит электрический свет

В списке главных экологических проблем вы не найдете пункта, посвященного световому загрязнению. Однако проблема серьезнее, чем принято считать.

Что ожидает человечество к концу столетия

Куда мы идем? Какое будущее нас ожидает? Мы поднимаемся на вершину или скатываемся в пропасть? На эти вопросы ответы может дать только статистика, которая, как известно, знает все. Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН подготовил доклад, в котором рассказал о том, что ожидает человечество.

Важнейшие географические открытия человечества

Великий шелковый путь, Америка и другие географические открытия человечества.

Каковы последствия загара для организма

Для всех нас лето выступает, казалось бы, идеальным временем для того, чтобы, наконец, вдоволь насладиться солнечными лучами и теплом.