Ученые близки к разгадке аномалии озоновой дыры над Антарктидой

Ученые близки к разгадке аномалии озоновой дыры над Антарктидой

Ученым практически удалось разгадать тайну озоновой дыры над Антарктидой. Существенное сокращение антарктической стратосферной озоновой дыры в 2010 году и в течение ряда предыдущих лет - результат чрезвычайного метеорологического явления, иногда свойственного полярной зиме.
Учёные называют это внезапным стратосферным потеплением. Озоновая дыра 2010-го была одной из самых маленьких. Наибольшего размера (22,2 млн км кв) она достигла 25 сентября (на диаграмме), пишет ecoportal.su.

Ежегодное появление озоновой дыры над Антарктикой связано с постепенным увеличением содержания в атмосфере хлора, вызванного антропогенным производством хлорфторуглеродов (ХФУ). Международные усилия по сокращению выбросов привели к постепенному снижению атмосферной концентрации этих веществ. Однако в течение нескольких лет истощение озонового слоя было уж слишком незначительным - в основном в пределах 20-25 км над уровнем моря (в середине стратосферы). Причины этого явления остаются неясными.

Озон - газ, молекулы которого состоят из трех атомов кислорода - один из самых молодых компонентов земной атмосферы. Именно накопление озона в атмосфере Земли позволило жизни выйти из океана на сушу. Основное полезное свойства озона - способность поглощать коротковолновое ультрафиолетовое излучение, которое способно разрушать ДНК. До того, как атмосфера нашей планеты приобрела защитный озоновый УФ-щит, жизнь пряталась от пагубного излучения в океане, где от губительного ультрафиолета их защищал слой воды.
В отличие от ионизирующего γ-излучения ультрафиолет не может проникать глубоко в ткани, поэтому оказывает вредоносное влияние только на поверхностные ткани организма. У человека он может вызывать как ожоги кожи и роговицы, так и приводить к таким страшным последствиям, как рак кожи, катаракта и иммунная недостаточность.

В свою очередь, как утверждают британские ученые, озоновые дыры, которые принято считать крайне негативным явлением, в условиях всепоглощающего глобального потепления, оказывается, играют довольно важную и, что характерно, полезную роль. Именно благодаря гигантской озоновой дыре над Антарктидой тормозился процесс нагревания планеты.

Однако в настоящее время озоновый слой на юге Земли восстанавливается и скорость ветра там снижается. Основываясь на этой информации, специалисты прогнозируют постепенное потепление в Южном полушарии. Для того чтобы прийти к подобному выводу, исследователи использовали данные метеорологов, собиравшиеся в течение 20 лет. Ранее потепления не происходило из-за капель водяной пыли, которые, сформировав в небе облака, отражали солнечный свет. Подняться в воздух им помогали сильные ветры, теперь притихшие.

Модели климатологов и исследователей атмосферы предсказывают, что уровень содержания разрушающих озон веществ вернется к отметке 1980 года только в середине XXI века. Если верить тем же моделям, озоновая дыра «затянется» примерно тогда же, даже чуть раньше - в 2040 году. Впрочем, это ни в коем случае не означает, что проблемы нет, отмечают ученые. Скорее, удалось избежать серьезной опасности в ближайшем будущем. Но даже наиболее оптимистичные оценки предсказывают при современном уровне выброса ХФУ в атмосферу серьезные биосферные нарушения во второй половине XXI века, поэтому сокращать использование фреонов по-прежнему необходимо.

Между тем, как выяснили южнокорейские ученые, повышение скорости солнечного ветра - потока заряженных частиц, исходящих от Солнца - может оказывать непосредственное влияние на погоду, повышая атмосферное давление даже в средних широтах. Скорость солнечного ветра может варьироваться в широких пределах - от 250 до 800 километров в секунду на границе земной атмосферы. Периоды резкого роста скорости солнечного ветра как правило отмечаются во время высокой солнечной активности.

Рост солнечной активности как правило воздействует сильнее всего в регионах, близких к магнитным полюсам, где силовые линии магнитного поля "уходят в землю". Именно здесь наблюдаются полярные сияния, а колебания магнитного поля наиболее сильны и во время магнитных бурь могут приводить к авариям. Ранее было установлено, что солнечная активность влияет на атмосферное давление в приполярных районах.

В Японии хотят слить в Тихий океан радиоактивную воду Фукусимы

По словам специалистов, другого выхода нет.

Для женщин смартфоны более вредны, чем для мужчин

Эксперты выяснили, что использование смартфонов значительно сильнее сказывается на здоровье женщин по сравнению с мужчинами.

Американские специалисты признали возможным создание космического лифта

Американские ученые выяснили, что одну из разновидностей космического лифта возможно построить с помощью современных технологий.

Открытие: кошки общаются между собой при помощи бактерий

Американские биологи пришли к выводу, что химические вещества, при помощи которых кошки помечают свою территорию и отпугивают врагов, вырабатываются не кошками, а совсем другими микроорганизмами.