На Земле началось шестое по счету массовое вымирание

На Земле началось шестое по счету массовое вымирание

Снижение численности высших хищников и крупных травоядных, вызванное деятельностью человека, запускает "эффект домино" в пищевых цепочках и уже стало одной из главных причин нового, шестого массового вымирания на Земле, считают авторы обзорного исследования, опубликованного в журнале Science.

История жизни на Земле насчитывает пять крупнейших, или массовых вымираний, самое "недавнее" из которых, Мел-палеогеновое, примерно 65,5 миллиона лет назад привело к гибели динозавров вместе с шестой частью всех видов живых существ. Ранее разные группы ученых неоднократно заявляли о том, что под влиянием человека на Земле уже началось или вскоре начнется шестое вымирание.

Влияние высших хищников, стоящих на вершинах пищевых цепочек, на экосистемы описывается термином "трофический каскад": значительное изменение их численности приводит к системным сдвигам в экосистемах, которые часто имеют непредсказуемые последствия.

Как отмечают авторы исследования из Калифорнийского университета в Санта-Крус, эти последствия могут распространяться даже на такие сферы, как загрязнение окружающей среды, распространение заболеваний и углеродный цикл в природе.
В статье приводятся примеры того, как исчезновение высших хищников разрушало локальные экосистемы. Самым известным из них авторы называют истребление волков в Йеллоустоунском национальном парке, из-за которого сильно возросла численность оленей, объедающих ивы и осины. Восстановить растительность в парке удалось только с возвращением волков.

Исчезновение львов и леопардов в некоторых районах Африки привело к взрывному росту численности павианов-анубисов, которые к тому же стали чаще контактировать с людьми и заражать их кишечными паразитами. Эпидемия чумы крупного рогатого скота, поразившая антилоп гну в Серенгети, в свое время стала причиной увеличения количества и площади лесных пожаров из-за избытка растительности. В океанах же охота на китов в промышленных масштабах в XX веке привела к изменению режима питания косаток, которые "переключились" на морских львов, тюленей и морских выдр и сильно сократили их численность.

Авторы статьи подчеркивают, что многие их коллеги до сих пор считают высших хищников "пассажирами" пищевых цепочек, которые почти не влияют на их нижние звенья. Теперь, по их мнению, нужно исходить из противоположных предпосылок, принимая в качестве основной гипотезы то, что "многие экологические сюрпризы, с которыми мы сталкиваемся, являются следствиями изменений на самом верху пищевой цепочки".

По данным Зоологического общества Лондона, за период с 1970 года численность диких животных на планете сократилась примерно на 25-30%. Из них наземных на 25%, морских - на 28%, речных - на 29%.
Ежегодно человек уничтожает около 1% всех животных, что по подсчётам специалистов Евросоюза и министерства Германии по окружающей среде наносит мироврой экономике ущерб в 3,3 триллиона долларов. Видимо, имеется в виду потенциальная, недополученная прибыль при более рациональном использовании животных ресурсов, ведь одной из основной причиных вымирания является загрязнение человеком окружающей среды.

Так, за последние 200 лет более 500 видов живых существ исчезли с территории Великобритании. Биологи приводят шокирующие цифры: 12% сухопутных млекопитающих, почти четверть различных амфибий, 15 % разных видов дельфинов. Мало того, на территории королевства больше не найти, например, дикой кошки, японские киты также покинули водное пространство Великобритании.

По сравнению с мелкими животными, животные крупного размера обычно имеют более обширные индивидуальные территории. Им нужно больше корма, они чаще становятся предметом охоты человека. Крупных хищников часто истребляют, потому что они конкурируют с человеком за дичь, иногда нападают на домашних животных и людей, к тому же они являются объектом спортивной охоты. В каждой гильдии видов самые крупные виды - самые крупные хищники, самый крупный лемур, самый большой кит - более всего подвержены вымиранию.

Остается добавить, что вымирание животных негативно повлияет на жизнь человека; в частности, вырастет число паразитов и вредителей, уничтожающих урожаи.

Вымершие виды животных навсегда потеряны для биосферы и для человека. Анализ причин их вымирания важен для предупре­ждения этого печального явления в будущем. Проблема факторов вымирания - проблема, заслуживающая затраты большого труда на ее серьезную разработку. Ведь от успешного ее изучения во многом зависит дальнейшее развитие эволюционного учения, этой теоретической основы всей биологической науки, с одной стороны, и освещение ряда важнейших вопросов исторической геологии, с другой.

"Плавающая урна" очищает от мусора Мировой океан

Ежегодно Мировой океан засоряют тонны мусора, что приводит к тяжелым экологическим последствиям. С учетом масштаба проблемы, большую ценность представляет австралийское изобретение — "плавающая урна" для очистки океана, которая собирает полтонны отходов в год.

Теории заговоров, которые были опровергнуты учеными

Теории заговора являются чем-то вроде чумы для ученых: независимо от того, сколько исследований сделано по некоторым темам, некоторые люди будут настаивать на том, что факты просто не соответствуют действительности.

Марс: малоизвестные факты о красной планете

Наша Солнечная система обширна и состоит из множества планет, естественных спутников, комет, астероидов, малых планет; а также пыли и газа. Основная идея Солнечной системы была предложена Николаем Коперником (1473-1543), и он также предположил, что Солнце находится в центре Вселенной, в то время как планеты вращаются вокруг него по круговым орбитам.