
Только 4%: как школа стала недоступной для тысяч детей
Пока родители российских школьников закупают тетради и ранцы, семьи мигрантов сталкиваются с другим вопросом: смогут ли их дети вообще попасть в класс? Как выяснилось, подавляющее большинство — не смогут.
По данным Роспотребнадзора, всего 4% детей мигрантов были зачислены в школы после введения нового порядка приёма. Теперь, чтобы попасть за парту, ребёнку необходимо пройти тест по русскому языку. Без него школа просто не имеет права принять ученика.
Тест, который не пройти
Как уточнила глава ведомства, даже до самого тестирования добрались далеко не все. У части детей не оказалось нужных документов — паспорта, регистрации или свидетельства о рождении, оформленного в России. Из-за этого их не допустили к экзамену.
Те же, кто смог сесть за парту и получить задания, в большинстве случаев не справились. Уровень провала оказался шокирующим: 80% участников не смогли пройти тест. То есть восемь из десяти детей остались за пределами школьной системы. По сути, на 25 детей мигрантов шанс на поступление получил только один.
Последствия — и для семьи, и для общества
Такой порядок вызывает тревогу не только у самих родителей, но и у правозащитников, педагогов и психологов. Школьное образование — это не только про знание таблицы умножения. Это ещё и вопрос адаптации, социализации, воспитания. Исключая ребёнка из школы, общество оставляет его наедине с улицей.
"Дети не виноваты в том, где и как они родились. Если мы не поможем им адаптироваться, завтра они окажутся в зоне риска", — прокомментировал ситуацию один из участников общественного совета при Минпросвещения.
Кроме того, на проблему указывают и учителя. По их мнению, даже слабое знание языка не должно быть причиной отказа: "Ребёнка нужно учить, а не отсеивать", — говорят педагоги.
Что можно изменить?
В разных регионах уже появляются предложения ввести подготовительные классы для детей мигрантов — с упором на изучение русского языка и адаптацию к учебному процессу. Такие классы уже работают в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Но пока это скорее исключение, чем правило.
Ещё один вариант — переосмысление формата тестирования. Вместо стандартного экзамена — интерактивные задания, беседы, оценка не только языка, но и готовности к обучению в целом.
Многие эксперты предлагают также расширить полномочия школ, чтобы они могли самостоятельно принимать решение о зачислении ребёнка, особенно если семья живёт в регионе не первый год.
Без школы — без будущего?
Простой статистический факт — один из двадцати — сегодня превращается в тревожный социальный сигнал. Если государство и дальше будет подходить к вопросу адаптации мигрантов формально, проиграют все: и дети, и школы, и общество в целом.
Школа — это не только учебное заведение. Это фундамент, на котором строится личность, формируется гражданин. И если мы выстраиваем барьеры, а не мосты, стоит ли удивляться, что в будущем они обернутся стенами?
Подписывайтесь на Экосевер