
Новая форма подчинения: в дипломах выпускников появится неожиданный пункт
Работать только по списку? В России обсуждают идею, которая может кардинально изменить систему высшего образования и рынок труда. Глава одного из ведущих вузов страны предлагает прописывать в дипломе конкретные профессии, по которым выпускник сможет трудиться. Эта инициатива уже вызвала бурную реакцию — и не только в академической среде.
Что предложил ректор МГУ
Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий выступил с инициативой, суть которой — вписывать в диплом выпускника перечень профессий, по которым он имеет право работать. Это, по мнению Садовничего, поможет более чётко регулировать трудовую миграцию внутри страны и восполнить дефицит кадров в конкретных сферах.
"Если человек получает диплом врача, он и должен работать в сфере здравоохранения. А не уходить в ритейл или маркетинг. Мы теряем специалистов, которых готовили годами", — отметил ректор.
Подразумевается, что такой подход будет способствовать укреплению связи между полученным образованием и реальной работой. По сути, студенту "привяжут” допустимые направления занятости — и на выходе страна получит узкоспециализированного, но строго ограниченного в карьерном выборе специалиста.
"Это форма принуждения": реакция общества
Вскоре после заявления последовала и волна критики. Мнения разделились, но громче всего прозвучали те, кто назвал предложение "современным рабством". Ведь если человек решит сменить сферу деятельности, его формально могут не принять на работу — ведь в дипломе "не то”.
"Это не просто ограничение свободы выбора. Это путь к бюрократическому контролю над жизнью человека ещё до его первого трудового договора", — заявляют противники.
Кроме того, в России уже есть схожая практика — так называемое целевое обучение. Студент, поступивший по целевой квоте, обязан отработать определённое количество лет в конкретной отрасли. Однако даже в таких случаях сохраняется право выбора, а при желании можно вернуть государству вложенные средства и уйти в другую сферу. Новый подход может полностью исключить такую гибкость.
Угроза мобильности и стартапам
Эксперты в сфере трудового права и экономики предупреждают: такая инициатива ударит по инновационным отраслям и рынку IT. Большинство технологических предпринимателей, включая создателей стартапов, начинали путь вовсе не с профильного образования. Часто юристы становятся менеджерами, инженеры — маркетологами, а биологи — разработчиками.
"Жёсткое связывание диплома с будущей профессией — это запрет на переосмысление своего пути. А ведь именно свобода выбора и рождает настоящих новаторов", — считают специалисты.
И правда: по данным ВЦИОМ, более 60% россиян работают не по специальности. И далеко не всегда это связано с разочарованием в профессии — скорее, с динамикой рынка, новыми возможностями и изменениями интересов.
Что дальше?
На данный момент предложение Садовничего — не закон, а лишь идея, озвученная на профессиональной дискуссионной площадке. Однако уже сейчас оно поднимает важные вопросы: о свободе личности, эффективности образования, кадровом планировании и роли государства в формировании карьерных траекторий.
Пока неизвестно, поддержит ли инициативу Минобрнауки или Государственная дума. Но ясно одно — общественная дискуссия уже началась, и равнодушных в ней не останется.
Подписывайтесь на Экосевер