уголь
уголь
Юрий Манаков Опубликована 04.07.2025 в 22:48

Уголь завис в Архангельске: складов не хватает

На фоне падения цен на уголь и ограничений в логистике уголь в портах России буквально "застыл". Ситуация особенно заметна в припортовых зонах Архангельской области, где склады постепенно заполняются сверх нормы. Тарифы на перевалку не растут, а спрос остаётся слабым. И, по оценкам аналитиков, до конца года ждать улучшений не стоит.

Запасы растут — спрос падает

По данным инвестиционной компании "Риком-Траст", склады с углем в портах сейчас переполнены на 20-25% по сравнению с обычными значениями. Такое скопление — тревожный сигнал для отрасли, зависящей от морской логистики. Особенно в регионе, где порты — это одни из ключевых ворот экспорта.

Начальник аналитического отдела компании Олег Абелев поясняет: "Запасы угля в ключевых портах на 20-25% выше среднемесячных значений. Это результат слабого внешнего спроса и сохраняющихся проблем с транспортом".

Если ситуация не изменится, уже осенью может возникнуть дефицит складских мощностей, особенно в северных регионах с ограниченной инфраструктурой. В таких условиях морская перевалка превращается из коммерческого инструмента в логистическую головоломку.

Архангельск и Север — на линии давления

В Архангельской области морские перевозки играют критическую роль. Однако даже крупные логистические операторы Северо-Запада фиксируют падение темпов отгрузки. По словам директора Центра ценовых индексов Романа Соколова, темпы падения экспорта угля через морские порты стали самыми резкими с января 2024 года.

"Июль не принесёт перелома. Мы видим последовательное сокращение объемов. Причины комплексные: и ценовой фон, и нестабильный спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе", — отмечает Соколов.

Ситуация осложняется тем, что уголь из Кузбасса и других добывающих регионов продолжает поступать по заранее заключённым контрактам, а выгрузка и дальнейшее движение продукции тормозятся. Это ставит под угрозу устойчивость региональной портовой экономики.

Тарифы не помогают

На фоне логистических трудностей тарифы на перевалку угля остались на уровне $9,2-13 за тонну — в зависимости от порта. Однако даже такая относительно низкая цена не стимулирует рост экспортной активности. Заказы от зарубежных потребителей сокращаются, особенно на фоне падения цен на уголь в Китае и Индии.

Спрос внутри страны тоже ограничен. Несмотря на наступающее межсезонье, внутренние потребители не торопятся с новыми закупками. В результате операторы портов, в том числе Архангельского и Мезенского направлений, сталкиваются с простоем мощностей.

Что будет дальше?

По прогнозам экспертов, во втором полугодии динамика останется слабой. Низкие цены на уголь и высокая конкуренция со стороны альтернативных поставщиков (в первую очередь Индонезии и Австралии) не позволяют рассчитывать на быструю стабилизацию.

Проблема усугубляется сезонными факторами. Осенью порты Северо-Запада традиционно работают в условиях ухудшения погодных условий, что ещё сильнее затрудняет перевалку. Это может привести к каскадным задержкам по всей цепочке: от добычи до поставки на экспорт.

Тем временем грузоотправители и логистические компании пытаются адаптироваться к новым реалиям, пересматривая графики и перераспределяя потоки через альтернативные терминалы, включая речные пути и ЖД-маршруты.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Планирование бюджета помогает сократить новогодние траты – финансовые эксперты сегодня в 16:17
Семь лайфхаков, которые помогли мне не разориться перед Новым годом

Новогодние траты легко выходят из-под контроля. Семь простых лайфхаков помогут сократить расходы и сохранить праздничное настроение без удара по бюджету.

Читать полностью »
Открытие депозита перед Новым годом защищает сбережения сегодня в 8:15
До Нового года оставались дни – решил срочно навести порядок в деньгах

Перед Новым годом можно успеть навести порядок в деньгах: защитить накопления, сократить долги и наметить финансовые цели на следующий год.

Читать полностью »
Блокировка карт возможна при сомнительном происхождении средств сегодня в 0:13
Перевод внезапно заблокировали – я не сразу понял, что пошло не так

Перевод могут остановить из-за подозрений в отмывании денег или мошенничестве. Объясняем, почему банки вводят блокировки и как их снять без потерь.

Читать полностью »
Мошенники имитируют магазины и маркетплейсы перед праздниками – Банк России вчера в 19:10
Перед Новым годом чуть не попалась на уловку мошенников – спасла информация из статьи

Новогодняя суета делает людей уязвимыми для обмана. Разбираем самые распространённые праздничные схемы мошенников и способы защитить деньги.

Читать полностью »
Анна Хуруджи объяснила, почему импульсивные траты опасны — Pravda.Ru вчера в 15:45
Зарплата была вчера, а денег уже нет? Вот как сохранить деньги до конца месяца — спасёт одно действие

Импульсивные траты после зарплаты создают иллюзию свободы, но лишают стабильности. Как простое планирование помогает избежать стресса и долгов?

Читать полностью »
Сергей Кикевич рассказал, почему нельзя инвестировать без цели вчера в 15:05
Зачем копить, если не знаешь, на что потратишь? Эксперт объяснил, почему разочаровывают успешные инвестиции ведут к разочарованию

Без чёткой цели даже успешные инвестиции могут обернуться разочарованием. Почему сначала нужно определить, зачем копить, и только потом — как? Рассказывает эксперт.

Читать полностью »
Отказ от импульсивных покупок снижает лишние траты на Новый год вчера в 11:08
В новом году решил навести порядок в деньгах – начал с этих привычек

Новый год – удобный момент пересмотреть отношение к деньгам. Рассказываем о финансовых привычках, которые помогут навести порядок в бюджете и снизить риски.

Читать полностью »
Саботаж сотрудников снижает результат команды и срывает дедлайны – HR-специалисты вчера в 8:45
Задачи срываются снова и снова: как распознать саботаж сотрудников в команде

Саботаж задач разрушает процессы и демотивирует команду. Разбираем причины, признаки и шаги, которые помогут руководителю действовать правильно.

Читать полностью »