уголь
уголь
Юрий Манаков Опубликована вчера в 22:48

Уголь завис в Архангельске: складов не хватает

На фоне падения цен на уголь и ограничений в логистике уголь в портах России буквально "застыл". Ситуация особенно заметна в припортовых зонах Архангельской области, где склады постепенно заполняются сверх нормы. Тарифы на перевалку не растут, а спрос остаётся слабым. И, по оценкам аналитиков, до конца года ждать улучшений не стоит.

Запасы растут — спрос падает

По данным инвестиционной компании "Риком-Траст", склады с углем в портах сейчас переполнены на 20-25% по сравнению с обычными значениями. Такое скопление — тревожный сигнал для отрасли, зависящей от морской логистики. Особенно в регионе, где порты — это одни из ключевых ворот экспорта.

Начальник аналитического отдела компании Олег Абелев поясняет: "Запасы угля в ключевых портах на 20-25% выше среднемесячных значений. Это результат слабого внешнего спроса и сохраняющихся проблем с транспортом".

Если ситуация не изменится, уже осенью может возникнуть дефицит складских мощностей, особенно в северных регионах с ограниченной инфраструктурой. В таких условиях морская перевалка превращается из коммерческого инструмента в логистическую головоломку.

Архангельск и Север — на линии давления

В Архангельской области морские перевозки играют критическую роль. Однако даже крупные логистические операторы Северо-Запада фиксируют падение темпов отгрузки. По словам директора Центра ценовых индексов Романа Соколова, темпы падения экспорта угля через морские порты стали самыми резкими с января 2024 года.

"Июль не принесёт перелома. Мы видим последовательное сокращение объемов. Причины комплексные: и ценовой фон, и нестабильный спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе", — отмечает Соколов.

Ситуация осложняется тем, что уголь из Кузбасса и других добывающих регионов продолжает поступать по заранее заключённым контрактам, а выгрузка и дальнейшее движение продукции тормозятся. Это ставит под угрозу устойчивость региональной портовой экономики.

Тарифы не помогают

На фоне логистических трудностей тарифы на перевалку угля остались на уровне $9,2-13 за тонну — в зависимости от порта. Однако даже такая относительно низкая цена не стимулирует рост экспортной активности. Заказы от зарубежных потребителей сокращаются, особенно на фоне падения цен на уголь в Китае и Индии.

Спрос внутри страны тоже ограничен. Несмотря на наступающее межсезонье, внутренние потребители не торопятся с новыми закупками. В результате операторы портов, в том числе Архангельского и Мезенского направлений, сталкиваются с простоем мощностей.

Что будет дальше?

По прогнозам экспертов, во втором полугодии динамика останется слабой. Низкие цены на уголь и высокая конкуренция со стороны альтернативных поставщиков (в первую очередь Индонезии и Австралии) не позволяют рассчитывать на быструю стабилизацию.

Проблема усугубляется сезонными факторами. Осенью порты Северо-Запада традиционно работают в условиях ухудшения погодных условий, что ещё сильнее затрудняет перевалку. Это может привести к каскадным задержкам по всей цепочке: от добычи до поставки на экспорт.

Тем временем грузоотправители и логистические компании пытаются адаптироваться к новым реалиям, пересматривая графики и перераспределяя потоки через альтернативные терминалы, включая речные пути и ЖД-маршруты.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Цены на Nutella «поплывут»: заморозки в Турции ударили по любимой пасте вчера в 19:21

Nutella готовится к скачку цен: заморозки в Турции уничтожили урожай фундука, а с какао тоже не всё гладко. Рассказываем, как это отразится на цене лакомства.

Читать полностью »
Уральские миллиарды: кого из Южного Урала отметил Forbes вчера в 18:27

Виктор Рашников и Игорь Рыбаков вошли в рейтинг Forbes по полученным дивидендам. Откуда миллиарды, и как это связано с Челябинской областью?

Читать полностью »
Банкрот — забудь о кредитах: в России хотят ввести 10-летний запрет 03.07.2025 в 19:44

Банки просят запретить банкротам брать кредиты на 10 лет. Какие ещё изменения готовятся и как это может повлиять на финансовую жизнь десятков тысяч россиян?

Читать полностью »
Замена по плану: как в России выберут, какие IT-решения менять вчера в 16:57

Правительство поручило ведомствам создать план по замещению зарубежного ПО в ключевых отраслях. Но кто решит, что менять в первую очередь и где ждать замену?

Читать полностью »
Карты Visa и Mastercard исчезнут: какой неприятный сюрприз ждёт клиентов вчера в 15:09

Visa и Mastercard уходят окончательно: карты перестанут продлевать. Что будет с деньгами на счёте, и к чему готовиться клиентам — объясняем простыми словами.

Читать полностью »
Ипотека оживилась, но осторожно: россияне не торопятся с покупками вчера в 14:30

Заявок на ипотеку стало больше, но ажиотажа на рынке не случилось. Почему россияне по-прежнему не торопятся брать кредиты даже при снижении ставок?

Читать полностью »
Жители Коми меняют авто: секрет, почему б/у машины становятся главными любимцами вчера в 13:31

Жители Коми массово пересаживаются на подержанные авто: что толкает их отказаться от новых машин и какие схемы они используют, чтобы сэкономить — всё внутри.

Читать полностью »
Рубль обогнал всех: мировые валюты ушли в тень вчера в 12:51

Российский рубль стал самой быстрорастущей валютой в мире, укрепившись к доллару почти на 45%. Как это произошло, и кто оказался в числе аутсайдеров?

Читать полностью »