Извержения вулканов на плато Декан в Индии длились миллион лет

Почти 66 миллионов лет назад многие живые существа на Земле вымерли. Большинство исследователей сходятся во мнении, что главным виновником был астероид, который ударил по полуострову Юкатан в Мексике, что привело к массовой гибели, в том числе динозавров. Но в новом исследовании две независимые исследовательские группы утверждают, что масштабные извержения вулканов в Индии, вероятно, также способствовали гибели животных.

Исследователи утверждают, что полученные данные проливают свет не только на одно из самых известных событий в истории Земли, но и на возможные последствия нынешних изменений окружающей среды.

«Понимание прошлых событий вымирания - их причин, а также возможного климатического и биотического восстановления - имеет решающее значение, когда мы изучаем многие возможные результаты нашей нынешней траектории к катастрофическим изменениям климата, разрушению экосистем и потенциальному массовому вымиранию», - говорит Блэр Шоен, геолог из Принстонского университета в Нью-Джерси, который руководил одним из двух новых исследований.

Геологические свидетельства, обнаруженные в 80-х и 90-х годах, привели исследователей к выводу, что столкновение гигантского астероида с Землей стало причиной исчезновения многих видов. Это вызвало всемирную охоту за местом падения астероида. Геологи сообщили, что наконец-то обнаружили кратер Чиксулуб в 1991 году. Несмотря на это свидетельство, гипотеза встретила некоторый скептицизм, потому что многие события вымирания примерно совпадают с взрывом огромных объемов вулканической породы.

Эта затянувшаяся дискуссия побудила других ученых изучить плато Декан в Индии, огромную сушу, простирающуюся на восток и юг от Мумбаи, чтобы составить точный график извержений вулканов. Для последнего анализа Шоен и исследовательская группа изучили изотопы урана и свинца - обычно используемые для датирования горных пород - которые они обнаружили в кристаллах минерала циркона, захороненных под потоками лавы. Это выявило четыре извержения большого объема, которые произошли между 66,4 и 65,6 млн лет назад. Данные показывают, что второе из этих извержений, вероятно, началось за десятки тысяч лет до события массового вымирания.

Во втором исследовании команда использовала другую технику, чтобы подтвердить результаты. Здесь исследователи оценили изотопы аргона в этом районе. Их анализ также показал, что извержения начались за тысячи лет до массового вымирания. Тем не менее, исследование выявило продолжительное извержение, которое длилось около миллиона лет. Хотя эти данные контрастируют с точечными извержениями, обнаруженными Шоеном и командой, оба исследования согласны с тем, что извержения на плато Декан, вероятно, сыграли свою роль в массовом исчезновении.

Учитывая время событий извержения и удара метеорита, возможно, что два триггера нанесли двойной смертельный удар.

«Оба наших набора данных предполагают совпадение между началом извержений Декана и позднемеловым изменением климата, что объясняется ослаблением позднемеловых экосистем, что, возможно, сделало их более восприимчивыми к воздействию падения астероида», - говорит Кортни Спрейн, геолог, который руководил вторым исследованием в Университете Калифорнии в Беркли.

Фото: m.lenta.ru