
Почему в красках на полотнах Рембрандта содержится яд? Тайна художника-алхимика
На первый взгляд — лишь краска на холсте. Но под микроскопом — кристаллы мышьяка, загадки XVII века и доказательства того, что Рембрандт был алхимиком.
Свет как оружие
Голландский живописец Рембрандт ван Рейн (1606-1669) вошёл в историю не только своей техникой, но и умением управлять светом так, словно он материален. Его тени полны драмы, а яркие участки холста — сияния, которое кажется невозможным для масляной живописи XVII века.
Особенно это заметно в шедевре "Ночной дозор" (1642), монументальной картине размером 3,6 на 4,2 метра. Но наибольший интерес вызывает мундир цвета шампанского лейтенанта ван Рюйтенберха — его золотое свечение долго оставалось неразгаданной загадкой.
Ответ нашёлся в мышьяке
В рамках проекта Operation Night Watch, начавшегося в 2019 году, учёные из Рейксмузеума и Амстердамского университета исследовали картину при помощи рентгена, микроскопии и визуального анализа.
Оказалось, что в тканях на рукавах лейтенанта, художник использовал смесь жёлтых, оранжевых и красных пигментов, содержащих парареальгар и полуаморфный парареальгар — разновидности сульфидов мышьяка, крайне токсичных, но визуально эффектных.
"Мы ожидали найти аурипигмент, но открыли нечто более сложное", — сообщает ведущий автор исследования Нучка де Кейзер.
Отравляющая красота
Чтобы добиться сияющего эффекта, Рембрандт смешивал мышьяковые пигменты с жёлтым свинцово-оловянным и киноварью. Или — что тоже вероятно — покупал готовые смеси у амстердамских торговцев красками.
Исследователи даже изучили аптечные фармакопеи XVII века, ценники пигментов, труды по металлургии и шкаф с образцами минералов из Рейксмузеума, чтобы найти следы тех самых составов, которые могли использоваться великим мастером.
Археология живописи
Сравнение "Ночного дозора" с другими картинами из музейной коллекции подтвердило: сульфиды мышьяка действительно использовались в то время — о чём ранее было известно мало. Похожие соединения найдены, к примеру, на полотне Виллема Калфа, современника Рембрандта.
"Это не просто редкая краска, это след цивилизации. Рембрандт писал золотом, созданным из яда", — говорится в исследовании.
Почему это важно
Знание точного состава пигментов имеет значение не только для науки, но и для сохранения картины. Сульфиды мышьяка нестабильны, и реставраторы должны понимать, как они ведут себя в долгосрочной перспективе.
И теперь мы знаем: магия золотого блеска "Ночного дозора" — это не оптический обман, а химия, искусство и риск, смешанные в идеальной пропорции.
Подписывайтесь на Экосевер