
Загадка мексиканской Ла-Кемады: что или кого сжигали у древней пирамиды
На склонах холма в штате Сакатекас, в самом сердце современной Мексики, раскинулись руины Ла-Кемады — древнего города, окутанного дымкой времени, мифов и пепла. Его название, данное испанцами — La Quemada, что значит "Сожжённый", — отсылает к многочисленным следам пожаров, обнаруженным среди развалин. Однако настоящая загадка города — одиннадцать загадочных костровых ям, найденных у подножия пирамиды.
Что такое Ла-Кемада?
Ла-Кемада — не типичный мексиканский мегаполис древности вроде Теотиуакана. Город был построен на террасах, возвышающихся над окружающей равниной. Дома, храмы, лестницы и дороги тянутся по склону, словно вырезанные в камне. Его история делится на три периода: первые поселения около 400 года н. э., расцвет около 650 года, и упадок с последующим забвением между 850 и 1100 годами.
Многие исследователи предполагают, что именно Ла-Кемада могла быть тем самым мифическим Чикомостоком — "местом семи пещер", откуда, по преданию, началось великое переселение ацтеков и других народов.
Костровые ямы — зачем они?
В 1980-х годах археологи обнаружили одиннадцать крупных ям на церемониальной площадке у Вотивной пирамиды — духовного центра всего города. Диаметр каждой — около двух метров, глубина — почти метр. Внутри находились зола и древесный уголь. Однако — ни керамики, ни костей, ни орудий.
Это исключило кулинарное назначение. Тогда возник вопрос: что же всё-таки здесь сжигали?
Версии, от которых становится жарко
Исследователи выдвинули сразу несколько гипотез. Возможно, эти ямы были ритуальными очагами, связанными с земледельческим циклом, особенно с культом кукурузы. Есть предположение, что это были огненные маяки — "гигантские факелы", освещавшие ночные церемонии у подножия пирамиды. Самая тревожная теория — сожжение жертв: человеческих или символических. Все версии сходятся в одном — ямы явно использовались в сакральном контексте, и всё происходящее в них было публичным действом.
Как огонь оставил свой отпечаток?
Чтобы определить время использования этих ям, учёные применили археомагнетизм. При нагревании породы до высоких температур она фиксирует текущее направление магнитного поля Земли. Сравнив полученные данные с исторической шкалой, археологи определили, что костры горели в период расцвета Ла-Кемады — между 600 и 800 годами нашей эры.
И что из этого следует?
Эти находки показывают: ритуалы с огнём были важнейшей частью культуры жителей Ла-Кемады. В огне могли сжигать подношения, символы, возможно — жертвы, обращённые к богам. Но сама идея пламени как посредника между мирами, как части космического ритуала, кажется неоспоримой. Вопрос теперь не в том, зачем горел огонь, а что именно он связывал.
А что дальше?
Исследователи планируют изучить аналогичные объекты в других городах Месоамерики. Если объединить археомагнитные методы с анализом ДНК и химическим составом золы, можно будет понять, сжигали ли органику, ритуальные маски, зерно — или нечто куда более зловещее. Возможно, именно в этих пепельных кругах скрыты разгадки религиозных практик, которых мы даже не подозревали.
Подписывайтесь на Экосевер