
Как без страха говорить с ребенком о плохих людях
В какой момент маленькому ребенку стоит сказать, что мир не так добр, как кажется? Вопрос щепетильный и для многих родителей болезненный. Ведь хочется, чтобы детство оставалось беззаботным как можно дольше. Но жизнь требует обратного: дети должны понимать, что опасности есть — и научиться с ними справляться.
По словам детского психолога и консультанта для родителей Александры Аныкиной, разговор о том, что не все люди одинаково добры, начинается намного раньше, чем мы думаем.
Сказки как первое зеркало реальности
"И этот разговор мы начинаем, часто сами того не ведая, очень рано. Когда мама не ругает за разлитое молоко, а бабушка — ругает. Мы обсуждаем с ребенком, что люди реагируют по-разному. Смотри, в сказке зайчик поступил так, а лисенок так — персонажи поступают по-разному. Потихоньку, в ходе обыденных разговоров, ребенок учится понимать: люди разные, они разное любят, разное не любят, в разных ситуациях ведут себя по-разному, выглядят по-разному и прочее", — объясняет Аныкина.
Пока ребенок маленький, его представление о добре и зле часто ограничивается сказочными образами: Карабас-Барабас — плохой, а Винни-Пух — хороший. Это упрощенное восприятие помогает ориентироваться в мире. Но с возрастом всё становится сложнее: ребенок учится распознавать эмоции, понимать мотивации, различать оттенки поведения.
"В какой-то момент мы объясняем ему, что на детской площадке мальчик дерется не потому, что он плохой, а, возможно, он просто устал или разозлился", — добавляет психолог.
Как подвести к важному разговору
Когда ребенок начинает осознавать, что поведение людей может быть разным, — это подходящее время для более серьезного разговора. Главное — не запугивать, а говорить понятно и спокойно.
"Говорить об этом нужно просто, честно и прямо. "Я испугалась, когда ты от меня убежал, потому что не все люди хорошие. Есть те, кто любит обижать детей. Может даже украсть ребенка. Я никогда этого не допущу, но и ты не теряй меня из виду”. "Нет, тебе нельзя одному пойти в магазин, потому что вокруг не все люди добрые, кто-то может тебя обидеть, украсть. Я такого не допущу, поэтому пойдем вместе”, — приводит примеры фраз Аныкина.
Речь идет не о том, чтобы настраивать ребенка против мира. Задача — вооружить его базовыми навыками самозащиты и научить распознавать ситуации, в которых нужно звать взрослых на помощь.
Кто может оказаться "плохим"
Важно также разрушить миф, что "плохой" — это обязательно злой дядя с бородой, как Бармалей. По словам психолога, таким человеком может быть любой взрослый — сосед, друг семьи, знакомый, — если он нарушает границы ребенка, пугает, причиняет боль.
"Первое, что нужно донести: "Никогда не разговаривай с незнакомцами и никуда с ними не уходи. Стой на месте и кричи "чужой””. Второе: "Если кто-то трогает тебя там, где нельзя, сразу беги к родителям, даже если хорошо знакомый тебе человек”. А до этого мы обсуждаем границы тела, "правило трусиков”, "правило щекотки”. Третье: "Никогда не храни секретов от родителей. Нет такого секрета, который нельзя было бы рассказать маме или папе”, — подчеркивает специалист.
Без паники, но с осознанностью
Психологи подчеркивают: тревожные разговоры нельзя превращать в страшилки. Не нужно перегружать ребенка информацией, тем более — угрозами. Главное — дать понятные правила, объяснить границы и, самое важное, — создать доверие, чтобы в трудной ситуации ребенок знал: можно прийти и всё рассказать.
Уже в раннем возрасте стоит знакомить детей с понятием личных границ, использовать игры и сказки, в которых добро побеждает, но делает это не наивно, а осознанно.
Подписывайтесь на Экосевер