
Грузовики в тупике: рынок рухнул, а бизнес возвращает технику
С начала 2025 года рынок тяжёлых грузовых автомобилей в России буквально провалился: по сравнению с прошлым годом продажи сократились в 2,3 раза. По данным агентства "Автостат", в июне удалось реализовать всего 2930 машин полной массой более 16 тонн. Это на 66% меньше, чем год назад.
Для отрасли, где восстановление обычно идёт медленно, такие цифры — тревожный сигнал. Причём, как отмечают участники рынка, кризис носит не только статистический характер, но и имеет вполне осязаемые последствия: компании массово возвращают технику лизингодателям.
"Объёмы техники, возвращённой лизингодателям, продолжают расти", — подтверждает директор департамента по развитию бизнеса компании "Газпромбанк Лизинг" Вячеслав Михайлов.
Что именно возвращают
Согласно оценкам "СберЛизинга", основная масса изъятой техники — это седельные тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы. То есть, тот самый тяжёлый сегмент, который ранее считался опорой транспортной логистики и строительной отрасли.
Возврат техники означает, что предприятия больше не могут выполнять лизинговые обязательства, а спрос на новую технику просел в первую очередь из-за невозможности её окупить.
"С учётом текущих ставок по кредитам и на доставку грузов у предприятий нет возможности окупить новую технику. Немногие готовы рисковать и покупать машины", — объясняет представитель лизинговой отрасли.
Почему это происходит
Причины — в совокупности факторов:
-
Высокая ключевая ставка, влияющая на стоимость кредитов;
-
Рост цен на сами грузовики (в том числе из-за логистики и санкций);
-
Удорожание запчастей и обслуживания;
-
Замедление роста в некоторых секторах экономики.
Как итог — предприятия не готовы инвестировать в обновление автопарка. Даже выгрузка спроса за счёт б/у техники, как это было в прошлом году, сейчас не спасает: рынок встал, а стоимость перевозок — не компенсирует расходов.
Что дальше
Судя по текущим тенденциям, в ближайшие месяцы улучшения ждать не стоит. Прогнозы экспертов остаются сдержанными: спрос может начать оживать лишь к концу 2025 года, и то при условии снижения ставок и появления госпрограмм поддержки для транспортных компаний.
Подписывайтесь на Экосевер