
Самолёт Суперджет погубили духи горы? Загадка самой мрачной страницы в истории российской авиации
9 мая 2012 года должен был стать днем триумфа российской авиации — новым шагом на международный рынок. Экспериментальный лайнер "Сухой Суперджет 100" поднялся в воздух из аэропорта Джакарты с 45 людьми на борту. Это был демонстрационный полет: перспективы, амбиции, будущее. Но спустя всего 21 минуту после взлета самолет исчез с экранов радаров.
Удар в сердце горы
Поиски длились 19 часов. Когда туман рассеялся, стало ясно: надежды больше нет. Самолет врезался в западный склон горы Салак, оставив на ее теле глубокую борозду — шрам, который не заживет в памяти очевидцев. Удар был такой силы, что фюзеляж разлетелся на куски, а обломки скатились в ущелье глубиной более 450 метров.
К месту трагедии первыми добрались морские пехотинцы Индонезии, но спуститься в ущелье не смогли — слишком круто, слишком опасно. За дело взялись российские спасатели и альпинисты МЧС. То, что они увидели, навсегда осталось в их памяти. Среди обломков были тела, точнее — их фрагменты, и один из черных ящиков.
Версии и догадки: ошибка, диверсия или мистика?
Что стало причиной крушения? Точной версии нет до сих пор. Исследователи рассматривали сразу несколько сценариев:
Версия первая — человеческий фактор
В момент катастрофы над горой стоял плотный туман. Пилот Яблонцев, летчик-испытатель с большим стажем, запросил снижение до 1800 метров, чтобы обойти грозовой фронт. Диспетчер дал разрешение. Через 8 секунд самолет на скорости свыше 400 км/ч врезался в склон.
Что поразительно: система предупреждения столкновения с землёй была в рабочем состоянии. Но она не сработала. По одной из версий, её отключили вручную — зачем, неизвестно.
Версия вторая — техногенная диверсия
База Халим, откуда вылетел лайнер, — площадка подготовки спецназа США и Индонезии, в том числе для ведения радиоэлектронной борьбы. Возможно, радиопомехи или глушение сигналов могли дезориентировать навигационные системы. Это пока лишь предположение, но оно существует.
Версия третья — проклятие горы
Для местных жителей гора Салак — священное и опасное место. Они стараются обходить её стороной, особенно в плохую погоду. По легендам, на горе находится могила черного шамана, а её окрестности наполнены духами джунглей. Некоторые морпехи, прибывшие на поиски, утверждали: слышали в зарослях голоса, но, обернувшись, не видели никого.
Местные старейшины уверены: гора требует жертв, и русские нарушили границу запретного мира.
Гора, которая не прощает
Гора Салак давно носит репутацию крушителя крыльев. За десять лет до трагедии, в 2002–2012 годах, здесь разбилось не менее шести воздушных судов, включая:
- Индонезийский военный самолёт (2008) — 18 погибших.
- Тренировочные лайнеры (2002, 2003, 2004) — десятки жертв.
- Авария у деревни Сибунар — всего за месяц до Суперджета.
Эта гора регулярно собирает свою жуткую дань, и каждая новая трагедия поднимает вопрос: случайность ли это?
Вопросы без ответов
21 мая, спустя 12 дней после трагедии, операция завершилась. Из ущелья извлекли останки, обломки и один из черных ящиков. Второй — так и не нашли, возможно, он навсегда останется в джунглях, как и часть ответа на вопрос: почему рухнул Суперджет?
Подписывайтесь на Экосевер