Ребёнок за ноутбуком
Ребёнок за ноутбуком
Карина Панкращенко Опубликована 09.07.2025 в 3:04

Как не задушить в ребёнке лидерство — и не поощрить выскочку

Он всегда в центре внимания, первым тянет руку на уроке, не боится спорить со взрослыми и с лёгкостью отдаёт команды сверстникам. Так кто же перед нами — будущий лидер или просто выскочка? Разница тонкая, но важная: от понимания типа личности зависит, как строить с ребёнком общение и направлять его энергию.

Неутомимая активность: в чём подвох?

Активные дети всегда на виду: им нравится быть в фокусе, участвовать во всём и высказываться. Такие дети часто:

  • не боятся поднять руку на уроке или вступить в дискуссию;

  • стремятся организовать игру, конкурс, проект;

  • остро реагируют, если оказываются в тени;

  • любят высказывать мнение и привлекать внимание учителей и одноклассников.

Но активность не всегда = лидерство. Важно не торопиться с выводами.

"Часто бывает, что "выскочка" тянет руку на уроке, а когда его вызывают, не знает, что ответить. Ведь его целью было просто обратить на себя внимание. И тут он рискует получить мягкое или даже жёсткое противодействие", — утверждает психолог Алиса Зотова.

Активное поведение может быть связано с подражанием старшему брату или сестре, с желанием нравиться, а иногда — и с неуверенностью. Если ребёнок проявляет инициативу, но делает это без уважения к другим, не понимая границ — скорее всего, речь не о лидерстве.

Как отличить выскочку от лидера?

По словам, выскочка — это ребёнок, который не чувствует личных границ и не умеет соблюдать субординацию:

"В школе такой ученик часто выкрикивает с места, перебивает, может дерзко ответить учителю или критиковать сверстников без повода", — подчёркивает педагог Людмила Семёнова.

Настоящий лидер действует иначе:

  • он уверен в себе, но уважает других;

  • не переходит границ, умеет быть деликатным;

  • говорит по делу, умеет убеждать аргументами;

  • проявляет инициативу, но не навязывается;

  • умеет работать в команде, слышит мнение других;

  • часто становится "мотором" в коллективных задачах — от спектаклей до классных проектов.

Как вести себя родителям выскочки

Если поведение ребёнка напоминает больше вызов, чем инициативу, стоит задуматься:

  • Проанализируйте собственное поведение — не копирует ли ребёнок ваши реакции?

  • Расскажите, что такое личные границы и уважение к другим.

  • Помогите ребёнку развить эмпатию: обсуждайте, как его слова и действия могут восприниматься окружающими.

  • Не переоценивайте агрессивную активность. Направляйте её: кружки, спорт, игры — там ребёнок научится взаимодействию.

  • Учите управлять эмоциями, особенно в случае неудач.

  • Хвалите, но не сравнивайте с другими. Не перехваливайте — это путь к "звёздной болезни".

  • Если справиться сложно — обратитесь к психологу.

Лидер: сильные стороны и риски

Уверенность, эрудиция, коммуникативность — лидер может быть как ярким, так и спокойным. Главное — он умеет вести за собой и вызывает уважение.

Но у роли лидера есть подводные камни:

  1. Завышенные ожидания. В школе и дома от таких детей часто требуют слишком многого.

  2. Непонимание со стороны взрослых. Некоторых педагогов активные ученики раздражают.

  3. Зависть сверстников. Лидер может столкнуться с соперничеством.

  4. Выгорание. Если ребёнок — "палочка-выручалочка", его рано или поздно утомит ответственность.

  5. Риск нарциссизма. Постоянная похвала может привести к ощущению превосходства.

"Во времена моего детства многих активных детей в школе считали выскочками и "гасили" их активность. Например, я сама постоянно тянула руку на уроках. Учительница говорила: "Что ты лезешь?", и в итоге отсадила меня на заднюю парту", — вспоминает Алиса Зотова.

Как развивать здоровое лидерство:

  • Учите ребёнка выражать желания конструктивно. Помогите понять, что значит быть услышанным, не перекрикивая других.

  • Не перехваливайте. Сосредоточьтесь на ценности процесса, а не только на результате.

  • Сформируйте внутреннюю мотивацию. Поощряйте, но не за галочку.

  • Развивайте навык принятия ответственности.

  • Если лидер склонен к манипуляциям — мягко подсказывайте, как вести за собой честно.

Предлагайте роли, в которых можно проявить себя:

  • капитан команды в спорте;

  • организатор в классе или в семье;

  • ведущий мероприятия;

  • старший помощник в поездке или на экскурсии.

"Можно сказать сыну: "Присмотри за братиком", — и это вызовет протест. А если преподнести как ответственную миссию, где он — главный, лидер примет это с интересом", — отмечает психолог.

Главное

Прежде чем делать выводы о поведении ребёнка, стоит задать себе вопрос: откуда у него такая активность? Это искреннее желание действовать или просто способ привлечь внимание? Ответ на этот вопрос подскажет, как помочь — направить или скорректировать.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »