Как не задушить в ребёнке лидерство — и не поощрить выскочку
Он всегда в центре внимания, первым тянет руку на уроке, не боится спорить со взрослыми и с лёгкостью отдаёт команды сверстникам. Так кто же перед нами — будущий лидер или просто выскочка? Разница тонкая, но важная: от понимания типа личности зависит, как строить с ребёнком общение и направлять его энергию.
Неутомимая активность: в чём подвох?
Активные дети всегда на виду: им нравится быть в фокусе, участвовать во всём и высказываться. Такие дети часто:
- 
не боятся поднять руку на уроке или вступить в дискуссию;
 - 
стремятся организовать игру, конкурс, проект;
 - 
остро реагируют, если оказываются в тени;
 - 
любят высказывать мнение и привлекать внимание учителей и одноклассников.
 
Но активность не всегда = лидерство. Важно не торопиться с выводами.
"Часто бывает, что "выскочка" тянет руку на уроке, а когда его вызывают, не знает, что ответить. Ведь его целью было просто обратить на себя внимание. И тут он рискует получить мягкое или даже жёсткое противодействие", — утверждает психолог Алиса Зотова.
Активное поведение может быть связано с подражанием старшему брату или сестре, с желанием нравиться, а иногда — и с неуверенностью. Если ребёнок проявляет инициативу, но делает это без уважения к другим, не понимая границ — скорее всего, речь не о лидерстве.
Как отличить выскочку от лидера?
По словам, выскочка — это ребёнок, который не чувствует личных границ и не умеет соблюдать субординацию:
"В школе такой ученик часто выкрикивает с места, перебивает, может дерзко ответить учителю или критиковать сверстников без повода", — подчёркивает педагог Людмила Семёнова.
Настоящий лидер действует иначе:
- 
он уверен в себе, но уважает других;
 - 
не переходит границ, умеет быть деликатным;
 - 
говорит по делу, умеет убеждать аргументами;
 - 
проявляет инициативу, но не навязывается;
 - 
умеет работать в команде, слышит мнение других;
 - 
часто становится "мотором" в коллективных задачах — от спектаклей до классных проектов.
 
Как вести себя родителям выскочки
Если поведение ребёнка напоминает больше вызов, чем инициативу, стоит задуматься:
- 
Проанализируйте собственное поведение — не копирует ли ребёнок ваши реакции?
 - 
Расскажите, что такое личные границы и уважение к другим.
 - 
Помогите ребёнку развить эмпатию: обсуждайте, как его слова и действия могут восприниматься окружающими.
 - 
Не переоценивайте агрессивную активность. Направляйте её: кружки, спорт, игры — там ребёнок научится взаимодействию.
 - 
Учите управлять эмоциями, особенно в случае неудач.
 - 
Хвалите, но не сравнивайте с другими. Не перехваливайте — это путь к "звёздной болезни".
 - 
Если справиться сложно — обратитесь к психологу.
 
Лидер: сильные стороны и риски
Уверенность, эрудиция, коммуникативность — лидер может быть как ярким, так и спокойным. Главное — он умеет вести за собой и вызывает уважение.
Но у роли лидера есть подводные камни:
- 
Завышенные ожидания. В школе и дома от таких детей часто требуют слишком многого.
 - 
Непонимание со стороны взрослых. Некоторых педагогов активные ученики раздражают.
 - 
Зависть сверстников. Лидер может столкнуться с соперничеством.
 - 
Выгорание. Если ребёнок — "палочка-выручалочка", его рано или поздно утомит ответственность.
 - 
Риск нарциссизма. Постоянная похвала может привести к ощущению превосходства.
 
"Во времена моего детства многих активных детей в школе считали выскочками и "гасили" их активность. Например, я сама постоянно тянула руку на уроках. Учительница говорила: "Что ты лезешь?", и в итоге отсадила меня на заднюю парту", — вспоминает Алиса Зотова.
Как развивать здоровое лидерство:
- 
Учите ребёнка выражать желания конструктивно. Помогите понять, что значит быть услышанным, не перекрикивая других.
 - 
Не перехваливайте. Сосредоточьтесь на ценности процесса, а не только на результате.
 - 
Сформируйте внутреннюю мотивацию. Поощряйте, но не за галочку.
 - 
Развивайте навык принятия ответственности.
 - 
Если лидер склонен к манипуляциям — мягко подсказывайте, как вести за собой честно.
 
Предлагайте роли, в которых можно проявить себя:
- 
капитан команды в спорте;
 - 
организатор в классе или в семье;
 - 
ведущий мероприятия;
 - 
старший помощник в поездке или на экскурсии.
 
"Можно сказать сыну: "Присмотри за братиком", — и это вызовет протест. А если преподнести как ответственную миссию, где он — главный, лидер примет это с интересом", — отмечает психолог.
Главное
Прежде чем делать выводы о поведении ребёнка, стоит задать себе вопрос: откуда у него такая активность? Это искреннее желание действовать или просто способ привлечь внимание? Ответ на этот вопрос подскажет, как помочь — направить или скорректировать.
Подписывайтесь на Экосевер