
Продажи упали, лидеры сменились: что происходит с российским рынком электрокаров
Казалось бы, лето — самое время для активной езды и роста продаж экологичных автомобилей. Но июнь принёс неожиданную коррекцию: несмотря на явный прирост по сравнению с маем, год к году рынок показал снижение. Что это — случайное колебание или начало новой тенденции?
Июнь в цифрах: вроде рост, но не совсем
По данным директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, в июне 2025 года россияне приобрели 965 чистых электрокаров (BEV). Это на 23% больше, чем в мае (тогда продали 787 машин), но при этом на 10% меньше, чем в июне прошлого года.
"В июне в России было продано 965 чистых электрокаров (BEV). Это всего на 10% меньше, чем в июне 2024 года и на 23% больше, чем в мае текущего года (787 штук)", — написал он в своём Telegram-канале.
Несмотря на снижение по сравнению с прошлым годом, сегмент BEV продолжает наращивать долю на рынке новых легковых автомобилей: с 0,8% в мае до 1,1% в июне. То есть каждый сотый проданный автомобиль в стране — электрический.
Кто в топе: китайцы и россияне
На июньском пьедестале лидеров — марка Zeekr из Китая, разошедшаяся тиражом 248 автомобилей. Второе место — у российской марки Evolute с результатом 187 проданных машин. Замыкает тройку "Москвич" — 133 экземпляра.
Также в пятёрку вошли Ora (74 машины) и BYD (61 штука) — всё те же китайские бренды, которые постепенно вытесняют традиционные европейские модели, почти исчезнувшие с рынка.
В модельном рейтинге первенство удержал Evolute I-Pro - 135 проданных авто. Вслед за ним расположились "Москвич 3е" (133 шт.) и Zeekr 001 (131 шт.). Не отстают и Ora 03 с результатом в 68 машин и Evolute I-Joy (49 штук).
Что происходит с рынком
Рост доли BEV в структуре продаж говорит о медленном, но устойчивом развитии электромобильной культуры в России. Однако снижение годовых показателей — тревожный звонок. И причин тут может быть несколько:
-
отсутствие инфраструктуры (всего около 2 тыс. общественных зарядных станций на всю страну);
-
высокая цена электрокаров в сравнении с бензиновыми аналогами;
-
ограниченная линейка моделей;
-
низкая осведомлённость потребителя о возможностях и выгодах эксплуатации BEV.
Тем не менее аналитики считают, что всплеск интереса возможен осенью — с началом новых программ господдержки или запуском новых моделей на внутреннем рынке.
Китай наступает
Почти все лидеры продаж — китайские бренды. Они выигрывают за счёт гибкой ценовой политики, субсидий от государства-производителя и высокой технологичности. К примеру, Zeekr 001 получил признание в Европе за запас хода до 700 км и богатую комплектацию, при этом на российском рынке стоит заметно дешевле аналогов от Tesla или Hyundai.
Российские бренды, такие как Evolute и "Москвич", держатся в топе за счёт локализации и программы "льготного лизинга". Но если не ускорить развитие инфраструктуры и не расширить модельный ряд, лидерство может перейти полностью в руки иностранных производителей.
Итоги месяца
-
Продажи BEV в июне: 965 шт.
-
Прирост к маю: +23%
-
Снижение к июню 2024: -10%
-
Доля на рынке новых авто: 1,1%
-
Лидеры по брендам: Zeekr, Evolute, Москвич
-
Лидеры по моделям: Evolute I-Pro, Москвич 3е, Zeekr 001
Подписывайтесь на Экосевер