Находкинский торговый порт
Находкинский торговый порт
Юрий Манаков Опубликована сегодня в 8:44

Доходы тают: перевозчики угля попали в петлю складского затора

Когда уголь стоит, стоят и вагоны. Именно с такой реальностью столкнулись операторы полувагонов — доходность от их использования с начала 2025 года снизилась в два, а то и в два с половиной раза. Такой удар по логистике связан не с техническими сбоями, а с затянувшимся кризисом в угольной промышленности: добытчики вынуждены копить сырьё на складах, вместо того чтобы отправлять его на экспорт.

По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), только к концу июня на складах предприятий скопилось около 50 млн тонн угля. Это почти четверть от общего объёма экспорта за весь 2024 год. При таком запасе складских остатков спрос на перевозку просто отсутствует. Вагоны простаивают, а доходы компаний стремительно тают.

Почему полувагоны больше не приносят денег

Снижение активности на товарных рынках, замедление темпов международных поставок и рост внутренних складских запасов — все эти факторы накладываются друг на друга.

Логисты фиксируют минимальные ставки за оперирование полувагонами. В 2024 году этот сегмент рынка показывал стабильную доходность, особенно на фоне высокой экспортной активности. Но в 2025-м рынок просел: объемы перевозок сократились, а прибыль с одного вагона — обвалилась.

Пауза или начало структурного сдвига?

Эксперты не исключают, что падение — временное и связано с локальными факторами. В том числе с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов в мае и переформатированием логистики в июне. Однако есть и опасения: если внутренний спрос не вырастет, а внешние рынки останутся нестабильными, вагонный парк может оказаться избыточным на фоне нехватки рентабельных маршрутов.

При этом импортёры вроде Египта продолжают закупать российские нефтепродукты в объёмах 7-10% от всего светлого экспорта. Но это не спасает сухопутную логистику — уголь, в отличие от нефтепродуктов, гораздо более инертен к быстрым переориентациям.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Пенсия в небе: как живут лётчики-испытатели на заслуженном отдыхе в Мурманской области сегодня в 12:43

Пенсия российских лётчиков-испытателей превысила 160 тысяч рублей в месяц. Почему такая сумма, и как она соотносится с выплатами в Мурманской области?

Читать полностью »
Почему Россия увеличила импорт еды, став мировым агрогигантом сегодня в 2:39

Россия вышла в топ-3 стран по экспорту еды, но при этом увеличила импорт. Почему это не противоречие, а стратегическая перестройка?

Читать полностью »
Продажи упали, лидеры сменились: что происходит с российским рынком электрокаров сегодня в 1:46

Электромобили в России теряют темп: продажи в июне упали на 10% год к году. Кто остался в топе, и почему лидируют китайцы?

Читать полностью »
Соль на вес закона: Руссоль получила предупреждение от ФАС сегодня в 0:03

ФАС уличила крупнейшего производителя соли в отказе от поставок. Теперь "Руссоли" придётся изменить подход к работе на рынке и прописать торговую политику.

Читать полностью »
Якутяне сравнили свои зарплаты с петербургскими — разница удивляет вчера в 23:34

Средняя зарплата в Петербурге перевалила за 117 тысяч. А что у нас в Якутии? Сравнили цифры, реальные траты и мнения местных жителей — выводы удивляют.

Читать полностью »
Уголь завис в Архангельске: складов не хватает вчера в 22:48

На складах северных портов скопилось избыточное количество угля. Цены падают, экспорт буксует, а логистика не справляется — что происходит с рынком?

Читать полностью »
Квартирант не платит, а выселить нельзя: что делать собственникам в Коми вчера в 21:28

В Коми собственников предупреждают: попытка выгнать неплательщика самостоятельно может закончиться плохо. Рассказываем, как действовать, чтобы не попасть под статью.

Читать полностью »
Россия на пенном пьедестале: неожиданный успех пивоваров вчера в 20:36

Российские пивовары неожиданно для многих вошли в топ мирового рейтинга BarthHaas, тогда как немецкие компании теряют позиции. Что стоит за этим сдвигом?

Читать полностью »