
Северный морской путь закрывает транспортные ворота
Ледовая навигация по трассам Северного морского пути (СМП) в 2011 году подходит к завершению. Сейчас на трассах Севморпути трудится одна "Россия": 6 ноября атомоход встретился с танкером Perseverance дедвейтом 73 тысячи тонн, принадлежащим компании Transpetrol.
Судно движется в сторону Китая и станет одним из тех, кто завершит навигацию нынешнего года. Грузооборот Северного морского пути в 2011 году значительно возрос благодаря рекордным по скорости проводкам судов во льдах. Размер танкеров и сухогрузов, успевших пройти по СМП в сопровождении ледоколов "Росатомфлота", также является необычным для этих широт.
Северный морской путь - это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль, или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
Ранее, ученые установили, что Северный Ледовитый океан сможет уже через 10 лет полностью очищаться ото льда за один летний сезон. Норвежские ученые с 1990 по 2010 год вели наблюдения за толщиной льда в проливе Фрама (между Гренландией и Шпицбергеном) с помощью погруженных на дно эхолокаторов - сонаров. Данные, собранные учеными, свидетельствуют, что толщина многолетнего льда постепенно падает и приближается к толщине однолетнего. Самый толстый лед почти исчез, и толщина многолетнего льда приблизилась к толщине, типичной для однолетнего морского льда.
Ученые получили снимки со спутника и пришли к выводу, что в нынешнем году площадь ледяного покрова в Арктике снова окажется ниже среднего. Отсюда получается, что два основных судоходных маршрута Северного Ледовитого океана действительно продлили свою навигацию всерьез и надолго.
Однако экологические организации высказывают тревогу в связи с тем, что освобождение арктической акватории от льда может привести к расширению добычи нефти и газа в этих районах. По их мнению, это усилит зависимость мира от углеводородов и будет способствовать дальнейшему усилению парникового эффекта, что может привести к полному исчезновению арктических льдов. Кроме того, возрастает опасность аварий в непредсказуемых арктических погодных условиях.