Вся экология Севера

http://img.ecosever.ru/image/article/7/7/2/1772.jpeg

Проверено на таксистах: мозг можно нарастить

Ученые открыли невиданную прежде пластичность мозговых структур у взрослых людей. Это убедительное опровержение гипотезы о том, что в зрелом возрасте мы перестаем развиваться. Вы удивитесь, но прирост его объемов продемонстрировали не работники научных лабораторий и не люди творческих профессий, а таксисты.

Может ли мозг зрелого человека расти и изменяться? Можно ли освоить кардинально новую для вас деятельность, если вам уже "за ..."? Эти вопросы никогда не переставали волновать людей - и сделались тем более актуальными в последнее время, с увеличением продолжительности жизни, повышением пенсионного возраста и модой на смену профессий в течение жизни. Согласитесь, при таких условиях неприятно думать, что после тридцати ты уже ни на что не годен в интеллектуальном плане: куда же в таком случае девать еще сорок лет жизни?

Однако печальная теория о том, что после подросткового, в крайнем случае - юношеского возраста - мозг перестает развиваться, получила в XX веке широкое распространение. Нельзя сказать, что это предположение было так уж безосновательно. Многие особенности психики и характера закладываются еще во время формирования плода, а также в раннем детстве - это доказанный факт.

С полугода-года и вплоть до средних классов дети способны усваивать навыки, которые потом не забываются всю жизнь: речь, ходьба, чтение, письмо, устный счет, езда на велосипеде, плавание. В этот период они усваивают способность к понятийному и абстрактному мышлению. Некоторые их этих навыков в более позднем возрасте освоить практически невозможно: в первую очередь это касается речевых и мыслительных способностей. Известны трагические истории детей-"маугли", воспитанных животными: никто из таких найденышей не сумел впоследствии стать полноценным человеком.

Эти малыши не слышали вокруг человеческой речи, никто не учил их рассуждать и мыслить, как человек, использовать предметы быта, считать и читать. Будучи возвращенными в мир людей, они привыкли ходить на двух ногах и выучили несколько десятков слов - и только. Ущерб, причиненный их мозгу отсутствием нужного развития в определенном возрасте, был невосстановим. В этом смысле ранний период развития действительно уникален.

Доказательную базу этой теории могут предоставить и нейрофизиологи. Известно, что скорость роста коры во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка. К трем годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, а к семи годам - в ассоциативных отделах. Извилины коры головного мозга, увеличивающие ее площадь (а соответственно и объем серого вещества, которое покрывает поверхность коры), имеют разную глубину.

Первичными извилинами называются наиболее глубокие - те, которые делят полушария на доли. Их рисунок одинаков у всех здоровых людей. Они закладываются еще до рождения, как и вторичные, менее глубокие. А вот третичные извилины формируются уже в постнатальном (то есть послеродовом) периоде жизни. Их рисунок уникален, он зависит от личного опыта и условий развития человека. По некоторым данным, неглубокие борозды и извилины в коре могут формироваться вплоть до 17-20 лет.

Но что же происходит с мозгом после двадцати? Неужели после третьего десятка возможна лишь тренировка уже полученных навыков или вовсе деградация? К счастью, нет. В последнее время ученые, занявшиеся этим вопросом вплотную, находят все больше опровержений теории "развития до двадцати". Очередное доказательство того, что развитие возможно и в зрелом возрасте, недавно нашли британские ученые.

Еще несколько лет назад Элеанор Магуайр и Кэтрин Вулетт из Университетского колледжа в Лондоне обнаружили любопытный феномен: мозг таксистов из их родного Лондона отличался от мозга среднестатистического человека. Причем отличался в некотором смысле "в лучшую сторону": их гиппокамп (парная структура, расположенная в медиальных височных отделах больших полушарий и отвечающая, в том числе, за ориентацию в пространстве) оказывался увеличен.

Коллеги-исследовательницы уже тогда связали рост гиппокампа с тренированной топографической памятью лондонских водителей: в столице Британии примерно 25 тысяч улиц. Но в то время оставалось неясным, приобретен ли этот признак или является врожденным. Можно было предположить, что у обследованных таксистов гиппокамп был увеличен от рождения, что и позволило им научиться мастерски ориентироваться на городских трассах.

Ученые решили продолжить наблюдения, чтобы проверить, являются ли эти изменения мозга врожденными или же происходят в реальном времени. Для этого исследователи-нейрофизиологи отобрали группу из 79 кандидатов на получение лицензии таксиста и наблюдали за состоянием их мозговых структур в течение всего периода обучения. Следует пояснить, что британцы весьма ответственно подходят к формированию штата таксомоторных служб. Претенденты на почетное звание таксистов в течение трех-четырех лет изучают город, на каждом этапе подготовки проходят тестирование, и лишь самые успешные из них получают лицензию.

Именно таких кандидатов и обследовали Магуайр и Вулетт. Они также набрали контрольную группу из трех десятков обычных людей. После длительного обучения лишь 39 таксистам удалось получить лицензию, и в результате ученые получили возможность сравнить структуры головного мозга у трех групп: обычных граждан, неуспешных кандидатов в таксисты и таксистов-профессионалов, успешно прошедших обучение.

Результаты оказались потрясающими: в начале обучения размер гиппокампа у испытуемых из всех трех групп ничем не отличался. Однако по мере обучения у тех, кто впоследствии получил лицензию, объем задней доли гиппокампа существенно увеличивался! Успешные кандидаты в таксисты в буквальном смысле "накачивали" мозговую структуру, отвечающую за способность ориентироваться на местности. У неудачливых кандидатов объем структуры никак не изменялся, оставаясь таким же, как у людей из контрольной группы.

Правда, остается вопросом, является ли сама способность гиппокампа к увеличению врожденным или приобретенным свойством. Если эта особенность заложена у людей от рождения, становится понятно, почему одни кандидаты научились лавировать в переулках и магистралях Лондона, тогда как другие так и не смогли запомнить городской ландшафт: неудавшиеся таксисты не смогли развить гиппокамп до того же уровня, что предрасположенные к его увеличению везунчики. Но возможно и другое - сошедшие с дистанции претенденты просто не приложили достаточных усилий к обучению.

В любом случае, способность мозга развиваться и менять объем во взрослом возрасте остается весьма оптимистичной новостью. Если вы задумались о смене профессии или повышении квалификации, говорят британские ученые, знайте: ваш мозг наверняка способен адаптироваться к новой деятельности.

Еще по теме: Мифы о мозге. Топ шесть

Второй мозг находится в животе

Транс и кома заставляют мозг работать иначе

Как наш мозг путешествует во времени

Наивные и беззащитные мужчинам не нужны

Image

Малый ледниковый период: когда Европа замерзала?

Да, в Европе действительно были очень холодные периоды, и это было не так давно, как может показаться. Приблизительно в 3-4 веке нашей эры начинается климатический пессимум, продолжавшийся вплоть до середины 8 века. Изменение климата проявилось в более суровых зимах, быстрому росту ледников и увеличению влажности. По сравнению с современной, тогда среднегодовая температура была ниже на 1,5 градуса.

Image

Как раннее цветение способствует глобальному потеплению?

До сих пор ученые полагали, что преждевременное расцветание может быть не совсем плохим. Но, как оказалось, оно приводит к снижению общего роста растений и, следовательно, снижению поглощения углекислого газа. Глобальное потепление из-за выбросов углекислого газа заставляет растения расцветать раньше и поглощать меньше углекислого газа, что приводит к еще более сильному потеплению.

Image

Загрязнение атмосферы Севера: серьезная проблема

Северные ландшафты сильнее всех подвержены антропогенному воздействию. Чтобы восстановить нарушенные земле природе потребуется огромное количество лет.

Image

Пизония: растение-убийца

Приятные глазу растения с широкими, иногда окрашенными в белый или жёлтый оттенки листьями.

Image

Чем отличаются астероиды и кометы?

Астероид - это просто каменная глыба, вращающаяся вокруг Солнца. Комета, в отличие от астероида, больше похожа на кусок льда, чем на скалу.

Image

Что такое биотопливо?

Вопрос альтернативных источников энергии в последние годы актуален как никогда.

Image

Тайна появления золота на Земле

Мы расскажем вам, откуда во Вселенной появилось золото. Эта история заставит вас изменить отношение к этому металлу. Ибо она по настоящему захватывающая.

Image

Интересные факты о снегирях

Большинство из нас видело снегирей воочию и вскользь любовалось этой яркой птичкой -всполохом алого на фоне облепленных снегом ветвей. Снегирь является постоянным персонажем новогодних открыток, нередко появляется на страницах детских книг. Предлагаем узнать об этой птичке подробнее.