
"Беллона": утилизация атомных судов
"Беллона" представила свою Позицию по утилизации судов атомно-технологического обслуживания (АТО).
Как известно, техническое состояние большинства судов АТО, в первую очередь в ВМФ неудовлетворительное, а многие из них находятся в аварийном состоянии.
По количеству построенных атомных кораблей и судов флот СССР превзошел флоты всех государств, включая США. В период с 1955 года по 2000 год в СССР и России было построено 5 атомных надводных кораблей (АНК), 260 атомных подводных лодок (АПЛ), 8 атомных ледоколов (девятый достраивается), 1 атомный лихтеровоз-контейнеровоз.
Для их обслуживания был построен вспомогательный флот или суда атомно-технологического обслуживания (АТО). Количество АТО судов различного класса и назначения (включая плавучие емкости) в настоящее время составляет более 90.
Техническое состояние большинства судов АТО, в первую очередь в ВМФ неудовлетворительное, а многие из них находятся в аварийном состоянии.
До 1992 года выслужившие свой срок суда АТО, главным образом суда ВМФ, как правило, захоранивались (затапливались) в море в специально выделенных для этих целей районах. При этом, учитывая отсутствие инфраструктуры по переработке твердых радиоактивных отходов (ТРО), они максимально заполнялись такими отходами.
Захоронения проводились в 6-ти районах северных морей и в 4-х районах дальневосточных морей. Всего затоплено в прибрежных водах России около 60 плавучих средств различных типов.
В настоящее время в России разработана общая концепция утилизации АПЛ и программа их утилизации успешно выполняется при помощи западных доноров. Однако концепция утилизации судов АТО до сих пор не разработана.
Имеются лишь отдельные примеры утилизации (конвертации) судов АТО, осуществленные по причине их аварийного состояния или необходимости вывода их эксплуатации, а также размещения на них дополнительного количества РАО, сообщает Объединение Bellona.