Самолёт в небе
Самолёт в небе
Юрий Манаков Опубликована 23.10.2025 в 8:54

Российские инженеры создали стетоскоп для самолётов — он слышит шум, прежде чем его услышат люди

Инженеры создали портативный прибор для измерения шума авиадвигателей

Российские инженеры из Пермского Политеха разработали уникальный прибор, который можно назвать "стетоскопом для самолетов". Новый портативный интерферометр позволяет диагностировать шум авиадвигателей без разборки и демонтажа, помогая снизить акустическую нагрузку и соответствовать будущим нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Проблема шума в авиации

Каждый год в небе над Россией совершается около 300 миллионов полётов, и каждый из них сопровождается мощным акустическим ударом. Реактивные турбины создают шум, который не только слышен на земле, но и влияет на самочувствие экипажей и пассажиров.

Основной источник проблемы — износ шумопоглощающих панелей, установленных в двигателях. Эти панели, работающие как "глушители", со временем засоряются, выгорают или разрушаются. В результате самолёт, который раньше работал тихо, начинает издавать всё более громкие звуки.

Проблема Последствие
Износ панелей Увеличение шума двигателя
Сложность диагностики Долгие проверки, простои техники
Нехватка компактных приборов Отсутствие регулярного контроля
Рост шумового фона Влияние на здоровье и комфорт людей

Будущие стандарты ИКАО

К 2029 году ИКАО ужесточит требования к уровню шума: самолёты должны будут стать на 6 EPNdB тише нынешних норм. Это почти в два раза меньше воспринимаемой громкости. Для авиационной отрасли это серьёзный вызов — ведь существующие методы диагностики слишком громоздки.

"Проверка состояния шумопоглощающих панелей — сложная и трудоёмкая процедура. Из-за этого она проводится редко, и двигатели работают "вслепую”", — поясняют инженеры Пермского Политеха.

Как работает "стетоскоп" для самолётов

Разработанный в Пермском Политехе портативный интерферометр измеряет акустические параметры прямо на поверхности двигателя. Это устройство позволяет "прослушивать" внутренние шумопоглощающие материалы, не разбирая корпус.

Параметр Значение
Вес 650 граммов
Диаметр измерительного блока 50 мм
Рабочая площадь на 67% больше, чем у аналогов
Диапазон звукового давления до 160 дБ
Тип измерений бесконтактный, портативный
Время диагностики считанные минуты

По принципу действия прибор напоминает медицинский стетоскоп, только предназначенный для "прослушивания" самолётов. Встроённый интерферометрический датчик улавливает вибрации и отражения звуковых волн от стенок двигателя, позволяя точно оценить состояние шумопоглощающих панелей.

"Прибор выдерживает звуковое давление до 160 дБ — почти как рядом с реактивным соплом", — отмечают разработчики.

Главное преимущество — скорость

Раньше, чтобы проверить состояние панелей, двигатель приходилось разбирать и устанавливать на стационарный стенд. Теперь достаточно поднести устройство к корпусу — измерения занимают всего несколько минут.

Показатель До внедрения интерферометра После внедрения
Время диагностики 8-10 часов менее 1 часа
Необходимость демонтажа обязательна отсутствует
Размер прибора более 3 кг 0,65 кг
Частота проверок редкая (раз в год) регулярная (ежеквартальная)

Такой подход делает контроль состояния панелей быстрым и регулярным, снижая риск превышения шумовых норм и упрощая техническое обслуживание.

Технология интерферометрии

Интерферометрия основана на анализе интерференции звуковых волн, отражающихся от поверхности. По изменению фаз и амплитуды сигналов система определяет:

  • степень износа материала,

  • наличие дефектов и трещин,

  • эффективность шумопоглощения.

Точность измерений прибора составляет менее 1%, что позволяет использовать его даже в исследовательских целях.

Испытания и патентование

Разработка прошла успешные лабораторные и натурные испытания на реальных авиадвигателях. Сейчас устройство готовится к патентованию и серийному производству.

"Мы создали первый в России компактный прибор, который можно использовать прямо на аэродроме, без разборки двигателя", — подчеркнули авторы проекта.

Потенциал применения

Хотя прибор создавался для авиации, его можно использовать и в других областях, где важно контролировать акустический комфорт и вибрации.

Отрасль Возможное применение
Строительство контроль звукоизоляции стен и перекрытий
Автопром измерение шума выхлопных систем
Энергетика диагностика турбин и насосов
Машиностроение оценка вибраций промышленных установок

В архитектуре и дизайне прибор может применяться при проектировании "тихих зданий", где уровень шума имеет решающее значение для комфорта.

Почему разработка важна для отрасли

Создание портативного интерферометра — значимый шаг для отечественной инженерии. Он позволит авиапредприятиям регулярно проверять двигатели, снижать акустическое загрязнение и готовиться к новым международным нормам.

Преимущество Практическая выгода
Портативность возможность использовать прямо в ангаре
Высокая чувствительность раннее выявление дефектов
Простота использования не требует специальных условий
Соответствие нормам ИКАО готовность к требованиям 2029 года

Исторический контекст

Пермская научная школа давно известна своими разработками в области авиационных технологий. Здесь создавались решения для двигателей ПД-14 и систем снижения шума для лайнеров МС-21. Новый интерферометр продолжает эту традицию, объединяя инженерную точность и практичность.

Три интересных факта

  1. Уровень звука в 160 дБ, который выдерживает прибор, сравним с громкостью взлетающего истребителя на расстоянии 30 метров.

  2. Новый интерферометр весит в шесть раз меньше зарубежных аналогов, сохраняя при этом такую же чувствительность.

  3. Использование устройства может сократить общее время технического обслуживания авиадвигателя на 20-25%.

FAQ

Зачем нужен портативный интерферометр?
Для быстрой диагностики шумопоглощающих панелей авиадвигателя без его разборки.

Как он помогает снизить шум самолёта?
Позволяет выявить износ панелей заранее и заменить их до того, как уровень шума превысит нормы.

Можно ли использовать прибор вне авиации?
Да — в строительстве, машиностроении, энергетике и других сферах, где важен контроль звука.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Несколько минут с чужим смартфоном могут стоить денег — эксперт Лукацкий сегодня в 16:12
Телефон как чужая душа: стоит отдать на минуту — и теряешь всё

Эксперт Cisco Systems объяснил, почему передача телефона в чужие руки может стоить владельцу денег и доступа к личным данным.

Читать полностью »
В Сколтехе создали модель, предсказывающую реакционность элементов сегодня в 14:46
Российские гении: ученые Сколтеха предложили универсальную модель химической активности

Учёные Сколтеха предложили простую модель, которая объясняет, почему одни элементы активно реагируют, а другие — почти нет.

Читать полностью »
Астрофизик Киппинг предсказал трагический первый контакт с инопланетянами сегодня в 13:15
Громкий крик в ночи: почему первый контакт с инопланетянами может стать встречей со смертью

Учёный из Колумбийского университета предложил мрачную гипотезу о первом контакте. А что, если первым сигналом из космоса окажется крик умирающей цивилизации?

Читать полностью »
Робот-гибрид Caltech объединил функции ходьбы, езды и полёта — TII сегодня в 9:10
Робот научился выпускать из себя дрон и двигаться, как живое существо

Робот Caltech запускает со спины дрон, превращая его из наземного в летающий аппарат. Учёные уверены: это шаг к новой эре автономных машин.

Читать полностью »
Зафиксировано столкновение астероидов у Фомальгаута — астроном Калас сегодня в 1:59
Напылили на всю галактику: астрономы впервые увидели столкновение двух астероидов — искромётное зрелище

Астрономы впервые наблюдали столкновение астероидов у звезды Фомальгаут. Как это далёкое событие может раскрыть тайну рождения планет, таких, как Земля?

Читать полностью »
IBM представила квантовые процессоры Nighthawk и Loon — учёные вчера в 20:10
Квант взорвал привычную физику: IBM показала машины, которые думают иначе

IBM представила два квантовых процессора и новую систему для отслеживания квантового прогресса — шаг к настоящему квантовому превосходству и вычислениям.

Читать полностью »
Обнаружены следы сверхмассивных звёзд в ранней Вселенной — астрофизики вчера в 16:14
Эти звёзды жили меньше миллиона лет, но изменили всё: тайна ранней Вселенной раскрывается

Учёные нашли химические следы звёзд-гигантов ранней Вселенной. Эти краткоживущие объекты могли стать источником первых сверхмассивных чёрных дыр.

Читать полностью »
Психолог рассказала, как выполнить новогодние обещания — Pravda.Ru вчера в 15:35
Почему клятвы под ёлочкой заканчиваются депрессией в феврале? Психолог объяснила, как избежать новогодней ловушки

Новогодние обещания внушают надежду, но часто становятся источником стресса. Как превратить их в реальные шаги к изменениям и не потерять веру в себя?

Читать полностью »