Теорема Пифагора
Теорема Пифагора
Юрий Манаков Опубликована 02.10.2025 в 11:33

Искусственный интеллект решил задачу Сократа — и сделал это по-человечески

Учёные проверили ChatGPT на древнегреческой задаче об удвоении квадрата

Математика — это не только строгие формулы, но и история поиска, ошибок и открытий. Учёные из Кембриджа и Еврейского университета в Иерусалиме решили проверить, как искусственный интеллект справится с задачей, которая ещё со времён античности вызывала споры и дискуссии. Речь идёт о знаменитом "удвоении квадрата".

Задача известна благодаря диалогу Платона, где Сократ в IV веке до н. э. предложил ученику решить простое на первый взгляд задание: построить квадрат с площадью вдвое больше данного. Ошибка ученика была предсказуема: он удвоил длину стороны, не зная, что правильное решение связано с диагональю квадрата.

Современные исследователи захотели понять: сможет ли искусственный интеллект выйти за пределы шаблонных ответов и импровизировать, как это делает человек.

"Когда мы сталкиваемся с новой задачей, наш инстинкт — пробовать решения, опираясь на прошлый опыт. В нашем эксперименте ChatGPT сделал нечто похожее", — отметил приглашённый исследователь Кембриджского университета Надав Марко.

В чём суть задачи

Если сторона исходного квадрата равна (a), то его площадь — (a2). Чтобы удвоить площадь, нужно построить новый квадрат со стороной (sqrt{2} cdot a). Но древнегреческому ученику этот вывод был недоступен: он думал линейно — "удвою сторону, получу удвоенную площадь".

На самом деле, удвоенная сторона даёт площадь (4a2), то есть увеличивает квадрат в четыре раза. Решение связано с диагональю: именно она равна (sqrt{2} cdot a) и становится стороной нового квадрата.

Как ответил ChatGPT

Во время эксперимента модель предложила неожиданный вариант:

  • при попытке удвоить площадь прямоугольника она заявила, что "решения в геометрии не существует";

  • иногда она строила гипотезы, которые не совпадали с известным решением, но напоминали человеческие рассуждения.

Это заставило учёных задуматься: ИИ не просто воспроизвёл материал из базы знаний, а импровизировал.

Сравнение: человек и ИИ в задаче

Характеристика Человек-ученик ChatGPT
Ошибка удвоение стороны квадрата утверждение о "несуществующем решении"
Метод пробует гипотезы, рассуждает пробует варианты, основываясь на текстах
Подход учится через опыт и наставника комбинирует знания из корпуса текстов
Результат может прийти к решению через подсказки выдаёт гипотезы, близкие к логическим рассуждениям

Советы шаг за шагом: как использовать такие эксперименты

  1. Давать ИИ задачи, не имеющие готового ответа в базах знаний.

  2. Сравнивать рассуждения модели с рассуждениями студентов.

  3. Использовать ИИ как "виртуального ученика" для отработки педагогических методик.

  4. Включать анализ ответов ИИ в учебные программы, чтобы студенты учились критически их проверять.

  5. Комбинировать языковые модели с системами формальной геометрии.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: полностью доверять доказательствам, сгенерированным ИИ.
    Последствие: некорректные или ложные решения.
    Альтернатива: проверять с помощью учебников и экспертов.

  • Ошибка: воспринимать ChatGPT как "мыслителя".
    Последствие: завышенные ожидания.
    Альтернатива: использовать модель как инструмент для генерации идей.

  • Ошибка: исключать ИИ из образовательного процесса.
    Последствие: упущенные возможности тренировать критическое мышление студентов.
    Альтернатива: интегрировать ИИ в учебные задания как "виртуального собеседника".

А что если ИИ станет полноценным "учеником"?

Если языковые модели будут систематически использоваться в образовании, студенты смогут тренироваться на "виртуальных одноклассниках". ИИ может задавать неожиданные вопросы, предлагать ошибочные, но логичные гипотезы. Это создаст пространство для дискуссий и научит студентов критическому мышлению.

Плюсы и минусы такого подхода

Плюсы Минусы
Стимулирует критическое мышление студентов Ответы ИИ могут быть неверными
Имитация "живого ученика" Риск подмены реального опыта
Новые методики преподавания Педагогам нужно учиться работать с ИИ
Возможность массовых экспериментов Требует ресурсов и контроля

FAQ

Почему выбрали именно задачу об удвоении квадрата?
Она проста по формулировке, но требует неочевидного хода — отличного теста для рассуждений.

Справился ли ChatGPT с задачей?
Он не воспроизвёл правильное решение, но показал процесс, похожий на человеческое рассуждение.

Можно ли использовать ИИ в учебниках?
Да, но только как инструмент для обсуждения, а не как авторитетный источник доказательств.

Мифы и правда

  • Миф: ChatGPT "мыслит как человек".
    Правда: он имитирует рассуждения, но не обладает сознанием.

  • Миф: ИИ знает все решения.
    Правда: многие задачи он решает через догадки и вероятностные ответы.

  • Миф: ошибка ИИ — это провал.
    Правда: ошибки можно использовать как часть образовательного процесса.

3 интересных факта

  1. Задача об удвоении квадрата обсуждалась ещё у Платона в диалоге "Менон".

  2. На Марсе найдены песчаники, которые формировались реками — их анализ также идёт по принципу "сравнения Земли и Марса".

  3. Термин "зона ближайшего развития", который исследователи применили к ИИ, был введён психологом Львом Выготским.

Исторический контекст

  • IV век до н. э.: Сократ предлагает задачу об удвоении квадрата ученику.

  • Средние века: геометрия становится основой образования в Европе.

  • XX век: задача используется в педагогике как пример "неочевидного знания".

  • XXI век: искусственный интеллект впервые проверяют на классических задачах.

Заключение: эксперимент показал, что искусственный интеллект может не просто повторять информацию, но и рассуждать в стиле ученика. Его ошибки ценны так же, как и ошибки человека, ведь они стимулируют поиск истины.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Несколько минут с чужим смартфоном могут стоить денег — эксперт Лукацкий сегодня в 16:12
Телефон как чужая душа: стоит отдать на минуту — и теряешь всё

Эксперт Cisco Systems объяснил, почему передача телефона в чужие руки может стоить владельцу денег и доступа к личным данным.

Читать полностью »
В Сколтехе создали модель, предсказывающую реакционность элементов сегодня в 14:46
Российские гении: ученые Сколтеха предложили универсальную модель химической активности

Учёные Сколтеха предложили простую модель, которая объясняет, почему одни элементы активно реагируют, а другие — почти нет.

Читать полностью »
Астрофизик Киппинг предсказал трагический первый контакт с инопланетянами сегодня в 13:15
Громкий крик в ночи: почему первый контакт с инопланетянами может стать встречей со смертью

Учёный из Колумбийского университета предложил мрачную гипотезу о первом контакте. А что, если первым сигналом из космоса окажется крик умирающей цивилизации?

Читать полностью »
Робот-гибрид Caltech объединил функции ходьбы, езды и полёта — TII сегодня в 9:10
Робот научился выпускать из себя дрон и двигаться, как живое существо

Робот Caltech запускает со спины дрон, превращая его из наземного в летающий аппарат. Учёные уверены: это шаг к новой эре автономных машин.

Читать полностью »
Зафиксировано столкновение астероидов у Фомальгаута — астроном Калас сегодня в 1:59
Напылили на всю галактику: астрономы впервые увидели столкновение двух астероидов — искромётное зрелище

Астрономы впервые наблюдали столкновение астероидов у звезды Фомальгаут. Как это далёкое событие может раскрыть тайну рождения планет, таких, как Земля?

Читать полностью »
IBM представила квантовые процессоры Nighthawk и Loon — учёные вчера в 20:10
Квант взорвал привычную физику: IBM показала машины, которые думают иначе

IBM представила два квантовых процессора и новую систему для отслеживания квантового прогресса — шаг к настоящему квантовому превосходству и вычислениям.

Читать полностью »
Обнаружены следы сверхмассивных звёзд в ранней Вселенной — астрофизики вчера в 16:14
Эти звёзды жили меньше миллиона лет, но изменили всё: тайна ранней Вселенной раскрывается

Учёные нашли химические следы звёзд-гигантов ранней Вселенной. Эти краткоживущие объекты могли стать источником первых сверхмассивных чёрных дыр.

Читать полностью »
Психолог рассказала, как выполнить новогодние обещания — Pravda.Ru вчера в 15:35
Почему клятвы под ёлочкой заканчиваются депрессией в феврале? Психолог объяснила, как избежать новогодней ловушки

Новогодние обещания внушают надежду, но часто становятся источником стресса. Как превратить их в реальные шаги к изменениям и не потерять веру в себя?

Читать полностью »