
Больше не просто медкабинет: что за нововведения ждут детей с 1 сентября
Скоро новый учебный год — и с ним новые правила оказания медицинской помощи в детских садах, школах и лагерях. С 1 сентября 2025 года привычные всем медкабинеты преобразуются не только по названию, но и по функционалу: теперь это будут полноценные медицинские пункты. Что ещё изменится, какие новшества ждут детей и родителей — рассказываем подробно.
Медпункт вместо медкабинета: что появится нового
Если раньше медкабинет в школе — это была скромная комната с аптечкой и кушеткой, то с осени требования к оборудованию станут куда строже. Новые медицинские пункты будут включать как минимум два помещения: одно — для приёма, второе — для процедур. Оснащение тоже обновят.
Теперь в арсенале медпункта обязательно должны быть:
-
медицинский стол и манипуляционный столик;
-
ростомер и весы;
-
термометры;
-
носилки;
-
портативный аппарат ЭКГ;
-
перевязочные наборы;
-
при наличии стоматолога — специальное кресло;
-
электрический щиток для подключения оборудования;
-
препараты и средства для первой помощи;
-
средства для диспансеризации и наблюдения.
Контроль за сроками годности и комплектацией станет регулярным: не реже одного раза в месяц. Все лекарства будут храниться по правилам — в зависимости от фармакологических свойств и назначения.
Что будут делать медики: список обязанностей расширяется
Теперь сотрудники медпунктов станут не просто оказывать первую помощь, но и участвовать в организации медицинского сопровождения в широком смысле. Сюда войдёт:
-
помощь при обострении хронических заболеваний;
-
направление ребёнка к профильному специалисту;
-
оформление справки о состоянии здоровья;
-
организация профилактических осмотров;
-
проведение вакцинации;
-
контроль за санитарным состоянием учреждения;
-
при необходимости — адаптация учебного процесса под особенности ребёнка.
"Важно, что теперь сотрудник медицинского кабинета сможет выдавать справку, содержащую информацию об обращении за медпомощью с объёмом и видом оказанной помощи, другой уточняющей информацией о состоянии здоровья на момент осмотра и выдавать направление в медицинскую организацию, к которой прикреплён ребёнок, при необходимости для дальнейшего лечения", — объясняет доцент кафедры детских болезней Университета им. Сеченова, врач-педиатр Павел Бережанский.
Лекарства в школе: нововведения для детей с хроническими заболеваниями
Одно из ключевых новшеств — возможность хранения и приёма жизненно необходимых лекарств прямо в учреждении. Это решение особенно важно для семей, где ребёнку требуется регулярный приём медикаментов по графику.
Чтобы ребёнок мог принимать препараты в саду или школе:
-
Родитель должен подать заявление на имя руководителя учреждения.
-
Препарат передаётся медработнику в запечатанной упаковке с действующим сроком годности.
-
Родители пишут расписку о правильной транспортировке и хранении.
Если всё соответствует требованиям, медсестра обязана принять препарат и обеспечить его надлежащее хранение и применение. Все сведения о ребёнке, включая аллергию и особенности здоровья, будут фиксироваться в специальном журнале наблюдения.
Контроль за питанием — тоже часть медработы
Теперь медики в школах и садах начнут следить не только за температурой и жалобами, но и за качеством питания. Особенно это актуально для детей с заболеваниями, которым требуется лечебное или щадящее питание. Под наблюдением будут:
-
меню школьных столовых;
-
обеспечение диетического питания по показаниям;
-
соблюдение санитарных норм в пищеблоках.
"Это новое и перспективное направление. Для детей с различными заболеваниями расширятся возможности не только для общения, но и для отдыха. Родители смогут их отправлять в лагеря, зная, что там они получат всё, что необходимо", — говорит Павел Бережанский.
Новая система статистики и взаимодействие с педиатрами
Отныне ведение медицинской документации будет вестись в едином формате. Статистика по здоровью детей будет собираться по возрастным категориям, классам и даже регионам. Это позволит государству и врачебному сообществу анализировать данные и более точно планировать профилактику и помощь.
Медработники в учреждениях начнут работать в тесной связке с участковыми педиатрами и узкими специалистами, например, офтальмологами или ортопедами. Это поможет своевременно выявлять проблемы со зрением, осанкой, дыханием и другими аспектами здоровья.
Увеличение штата: сколько медиков потребуется
Новый регламент — это не только расширение задач, но и увеличение численности медперсонала. Нормативы таковы:
-
на 1000 детей — один врач;
-
на каждые 100-500 учащихся — одна медсестра или фельдшер.
Причём требования к квалификации будут жёсткими:
-
врач-педиатр должен окончить вуз по специальности "педиатрия" или "лечебное дело" и пройти ординатуру;
-
фельдшер — выпускник медицинского колледжа по направлению "лечебное дело";
-
медсестра-специалист — обязана иметь высшее сестринское образование (4 года обучения по направлению "сестринское дело в педиатрии").
"Медицинская сестра — специалист для работы должна будет иметь высшее образование по специальности "сестринское дело" с четырёхлетним сроком обучения. Здесь могут возникнуть сложности, так как сейчас существует нехватка среднего медперсонала, а уж с таким сроком обучения — тем более", — предупреждает эксперт.
Что это даст родителям и детям
Новые правила делают медицинскую помощь в школах и садах не формальностью, а реальной поддержкой для ребёнка. Особенно ощутимыми перемены станут для семей, где ребёнок страдает от хронических заболеваний: теперь он сможет учиться, а не сидеть дома из-за необходимости принимать лекарства.
Это также означает больше уверенности у родителей: в случае болезни ребёнок не останется без помощи, а если понадобится — его направят к нужному специалисту, а не просто отправят домой с температурой.
Подписывайтесь на Экосевер