
Фирмы-матрёшки снова разрешили — что теперь будет с бизнесом
Когда-то в России решили бороться с теневыми схемами в бизнесе с помощью простого запрета: одно юрлицо не может быть учредителем другого, если оно само состоит из одного участника. Так появилось правило, которое в народе окрестили "запретом на фирмы-матрёшки". Но теперь от него официально отказались.
Что изменилось
Запрет, действовавший с 1990-х годов, больше не актуален. Речь идёт о ситуации, когда, например, компания А на 100% владеет компанией Б, а та, в свою очередь, полностью контролирует компанию В. Ранее такую структуру нельзя было выстроить, если все компании в цепочке имели единственного владельца — срабатывал запрет.
Теперь, согласно свежим поправкам, ограничение отменено. Исключения раньше делались только для госкомпаний, но с июля правило снято для всех хозяйственных обществ.
Почему запрет признали устаревшим
Ещё несколько лет назад эксперты начали говорить, что механизм давно потерял смысл.
"Сейчас любые корпоративные связи можно отследить через ЕГРЮЛ, поэтому нет нужды опасаться схем с целью сокрытия владельцев или ухода от ответственности", — подчёркивают в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
Кроме того, как отмечали в РСПП, компании легко обходили запрет, оформляя номинальную долю на "технического" акционера — фактически ничего не решающего. Такая лазейка делала ограничение формальным, неэффективным и даже мешающим нормальной работе бизнеса.
Что теперь можно
Теперь компания может выстроить "матрёшку" — то есть создать цепочку из зависимых обществ, где каждое из них является единственным учредителем следующего. Это открывает дополнительные возможности для структурирования бизнеса:
-
разделение по видам деятельности,
-
создание дочерних структур под отдельные рынки,
-
разграничение ответственности между топ-менеджерами.
Авторы инициативы уверены, что это позволит сделать внутренние процессы более прозрачными и гибкими.
"В определённых случаях такое структурирование является удобным способом разделения видов деятельности, чёткого распределения сфер ответственности менеджмента, более ясной и целесообразной организации бизнеса", — говорится в пояснительных материалах к закону.
Санкции ускорили перемены
В условиях внешнеэкономического давления, когда на российские компании наложено множество ограничений, бизнесу требуются новые юридические конструкции. В РСПП напоминали, что гибкость корпоративной структуры помогает адаптироваться к санкциям, в том числе — при международных расчётах и защите активов.
Теперь компании могут перестроить свои внутренние цепочки и укрупнить управление, не опасаясь формальных барьеров.
Подписывайтесь на Экосевер