
Бензин уходит в море: что это значит для Ямала
В июне 2025 года Россия резко увеличила морские поставки бензина — сразу в 3,3 раза по сравнению с маем. Такая статистика особенно интересна регионам вроде Ямала, где стабильность поставок топлива напрямую влияет не только на цены на заправках, но и на всю логистику — от вездеходов до северного завоза.
По словам аналитика Центра конъюнктурных исследований Давида Мартиросяна, около 7-10% всех российских светлых нефтепродуктов в первой половине года уходило в Египет. Причём это ежемесячные объёмы, и Египет не единственный в списке. В числе постоянных покупателей — Турция, страны Средиземноморья и Северной Африки.
Но июньский всплеск, по мнению Игоря Юшкова, эксперта Финансового университета при правительстве РФ, — скорее исключение, чем начало устойчивого тренда. Он объясняет ситуацию просто: "Рост экспорта связан с техническими остановками на российских НПЗ в мае и наращиванием запасов перед летним сезоном. После этого временного дефицита на внутреннем рынке переработчики просто освободили объемы под экспорт".
Север под контролем, но без гарантий
Для Ямала, как и для других арктических территорий, стабильность внутренних поставок всегда в приоритете. Однако в летний период независимые АЗС начинают работать буквально на пределе маржинальности. Оптовые цены растут вслед за экспортной динамикой, а розничные остаются "на поводке" из-за федерального регулирования.
"Это типичная ситуация для летнего сезона: туристические маршруты оживают, дальнобой вырастает в объёме, а заправки вынуждены сдерживать цены, теряя часть дохода", — поясняют в ЦЦИ.
Что происходит на рынках
К концу июня на европейских хабах бензин продавался по следующим ценам:
-
АИ-92 в Северо-Западной Европе (CIF NWE) — $644,8 за тонну,
-
АИ-95 на Средиземноморском рынке (CIF MED) — $711 за тонну.
Для сравнения, в феврале те же марки стоили на 5-8% дешевле, что подтверждает рост привлекательности экспорта. При этом государство пока не меняет экспортные ограничения, которые остаются в силе, чтобы не допустить дефицита внутри страны.
Вывод: балансировать на грани
Региональные поставщики топлива на Ямале внимательно следят за экспортной активностью, ведь от неё зависит не только цена на заправке, но и срыв или успех сезонных логистических операций — от нефтяных вахт до поставки продуктов в труднодоступные населённые пункты. Временное повышение отгрузок за рубеж — сигнал, что даже локальные факторы (ремонты, накопление запасов) могут сильно сдвинуть весь топливный рынок.
В перспективе важно наладить более прозрачную систему резервов и поставок на север — чтобы даже резкие экспортные всплески не влияли на местные потребности.
Подписывайтесь на Экосевер