
Европейский рынок автоновинок всё больше принадлежит Китаю
С начала года на улицах европейских городов всё чаще можно встретить машины с узнаваемыми логотипами BYD и SAIC Motor. В мае 2025 года китайские автопроизводители вышли на рекордные показатели — их доля в сегменте гибридных автомобилей достигла 9%, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на исследование Dataforce.
Причём это уже не просто любопытный тренд — это сдвиг в балансе автомобильного рынка Европы. Впервые за всю историю наблюдений доля зарегистрированных китайских автомобилей всех типов (включая традиционные бензиновые и дизельные модели) превысила 5%.
Гибриды и электрокары на взлёте
Китайские компании усиливают позиции там, где Европа традиционно чувствовала себя уверенно — в сегменте экологически чистого транспорта. Электромобили и гибриды — главный источник роста. В этих нишах китайские бренды играют на своих сильных сторонах: передовые аккумуляторные технологии, продвинутое программное обеспечение и гибкость в адаптации к запросам рынка.
Аналитики отмечают, что несмотря на введённые ранее импортные пошлины со стороны ЕС, спрос на "умные" и доступные китайские автомобили не только не упал, но даже вырос.
"BYD продолжала процветать и увеличивала продажи, несмотря на тарифы. Вместо того чтобы остановить их, тарифы вынуждают бренды выпускать более доступные модели", — пояснил Фелипе Муньос, аналитик компании Jato Dynamics.
Против течения
Интересно, что в отличие от других глобальных автопроизводителей, китайские компании не стали замедляться. Они выбрали иную стратегию: выпускать больше недорогих моделей, соответствующих требованиям европейского покупателя. По сути, меры Евросоюза, направленные на защиту внутреннего рынка, лишь подстегнули рост конкуренции.
Ранее введённые тарифы — от 17 до 38% в зависимости от компании — должны были сократить объёмы ввоза китайских авто, но в реальности они привели к тому, что бренды просто адаптировали ценовую политику и усилили локальный маркетинг. Например, BYD расширила сеть дилерств и заключила контракты на поставку автомобилей в таксопарки и каршеринговые сервисы.
Что дальше?
Учитывая нынешние темпы роста, эксперты ожидают, что к концу 2025 года китайские бренды могут занять до 12% европейского рынка гибридов и электромобилей. Это серьёзный вызов традиционным игрокам — от Volkswagen до Peugeot, которые теперь вынуждены пересматривать свои стратегии развития.
Уже сегодня по всей Европе обсуждают перспективы локализации сборки китайских моделей, чтобы обойти импортные ограничения. Некоторые производители, например Geely и NIO, уже ведут переговоры с правительствами стран Восточной Европы о строительстве новых заводов.
Подписывайтесь на Экосевер