
Такси в России может подорожать на 40% — причина в новом законе
Уже в ближайшие месяцы поездка на такси в России может стать заметно дороже — на 30, а местами и на 40 процентов. Причина — не в росте цен на бензин или курсах валют, а в законодательной инициативе о локализации автопарков. Согласно новому закону, таксисты должны будут использовать только машины, произведённые в России. И хотя идея вроде бы понятная, последствия для рынка могут оказаться весьма чувствительными — как для водителей, так и для пассажиров.
Почему локализация — это дорого
Сегодня российский рынок такси в значительной степени держится на дешёвых иномарках, особенно на подержанных моделях из Азии и Европы. С переходом на исключительно "локальные" машины этот рынок может резко сузиться. Об этом предупреждает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он считает, что при сохранении требований в их нынешнем виде тарифы в такси вырастут на 30-40 процентов.
Аналогичную точку зрения озвучили и в сервисе "Максим". По их оценке, если на рынке не будет конкуренции, стоимость отечественных автомобилей неминуемо поднимется. Это, в свою очередь, отразится на водителях: не все смогут позволить себе покупку новой машины или даже лизинг, особенно в небольших городах.
Кто поедет, если не на чем?
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова подчёркивает: "Если количество водителей сократится, а машин станет меньше, это обязательно приведёт к росту цен и увеличению времени ожидания. Дефицит на рынке такси неизбежен".
Ситуацию дополняет мнение исполнительного директора Национального совета такси Наталии Лозинской. По её словам, даже аналитики при правительстве России ожидают, что в течение ближайших пяти-семи лет отрасль покинет до половины действующих водителей. Причём речь идёт о легальном рынке — с агрегаторами, налогами и стандартами безопасности.
А если уйдут в тень?
На этом фоне тревожный прогноз дали специалисты сервиса "Максим". Они считают, что если требования по локализации останутся жёсткими, многие самозанятые таксисты будут вынуждены уйти в нелегальный сектор. Особенно это затронет Сибирь и Дальний Восток, где рынок легальных перевозок и так невелик.
Что это значит для пассажиров? Рост цен, меньше машин, длиннее ожидание и — главное — снижение безопасности. В нелегальном сегменте сложно контролировать техническое состояние транспорта и квалификацию водителей.
Подорожание не только поездок
Ограничения ударят и по производителям тепла и электричества. В Совете производителей энергии уже заявили, что им не обойтись без повышения тарифов. Рост стоимости газа вызовет подорожание тепловой энергии на 3-7,9% в зависимости от доли газа в регионе. А к 2026 году отопление в квартирах может прибавить в цене до 15-20%.
Для потребителя это означает, что расходы увеличатся по нескольким направлениям: как на повседневные услуги вроде такси, так и на коммунальные платежи.
Что дальше?
Законопроект ещё может быть скорректирован. На фоне критики, раздающейся с разных сторон, власти, вероятно, будут вынуждены искать компромисс. Возможно, речь пойдёт о частичном ограничении или поэтапном внедрении требований, чтобы дать рынку время на адаптацию.
Но даже в этом случае вопрос остаётся открытым: готова ли российская автопромышленность закрыть потребности десятков тысяч водителей? А если нет — кто заплатит за эту "локализацию"?
Подписывайтесь на Экосевер