
"Миша-2 процента" уклонился от выборов
«Вопрос о регистрации, как кандидата на должность президента, решится не в ЦИК, это решение одного человека - Владимира Путина», - еще недавно уверял экс-премьер. Но сегодня Центризбирком озвучил, наконец, давно ожидаемое – Михаилу Касьянову, в подписях за которого обнаружили более 13% «брака», отказано в регистрации сразу по двум критериям.
Реакция сторонников Михаил Касьянова оказалась удивительной. Его представитель Константин Мерзликин заявил, что решение ЦИК скорее всего не будет оспорено в суде. Сам Михаил Касьянов тоже уклонился от ответа на этот вопрос - по его словам, ему нужно «посоветоваться с соратниками». Хотя, казалось бы, о чем тут можно советоваться - если считаешь, что прав, отстаивай свою правоту всему законными способами...
Но Михаил Касьянов, похоже, так не считает. Как и положено чиновнику, он, судя по всему, до конца верил в то, что его НАЗНАЧАТ кандидатом в президенты по звонку из Кремля. Если исходить из этой логики, то тогда становится понятно, почему в штабе Касьянова так долго «не напрягались» по поводу большого количества недействительных подписей, хотя в ЦИК совершенно не скрывали, что у Касьянова в этом смысле существуют проблемы.
Почему это произошло? Мнение большинства комментаторов можно свести к одному: «самый демократический кандидат» - самовыдвиженец Касьянов просто не верил в демократию. Он так и не сумел победить в себе чиновника эпохи Ельцина и стать реальным политиком. Надо сказать, народ России давно отвечал ему неприязнью: электоральный рейтинг в 0,8% по ВЦИОМ говорит о многом, как и прозвище «Миша - 2%», и его заявления о том, что «справедливая» цена на российскую нефть – это $20 за баррель.
Высказавшись таким образом в 2005 году после визита в США, Касьянов послал столь ясный сигнал Госдепу, поддержавшему его выдвижение в кандидаты в президенты, что даже The Guardian усмотрела четкий сигнал покровителям из «Вашингтона и Брюсселя» - в Штатах сделали ставку на Михаила Михайловича, как нового «объединителя оппозиции» и агента влияния. Он, по некоторой информации, даже получил $6 млн на раскрутку в СМИ, а также методологическую поддержку широко известного Национального демократического института (NDI).
Но этот сигнал не прошел и мимо россиян: уже тогда 63% россиян (данные ФОМ), не доверяли Касьянову, который еще во времена Ельцина засветился в коррупционных скандалах вроде «распила» $4,8 млрд кредита МВФ: еще 8% граждан прямо говорили, что он «будет использовать власть в своих целях».
Но Касьянов не обращал внимания на потенциальных избирателей: в качестве заказного «светоча и объединителя оппозиции», в полном согласии с «консультациями» от Госдепа и ЕС, в 2005 году он намеревался купить ДПР, в 2006-2007 гг. - перехватить управление в «Другой России». Но избирателя в российской глубинке без крайней необходимости, экс-премьер, по понятным причинам, избегал. Зато его команда из РНДС разработала программу, по которой, в случае прихода к власти, Касьянов посадил бы в правительство своих людей, отменил бы любые выборы и принялся кроить Конституцию. Это была мечта Вашингтона на пути к российским стратегическим ресурсам.
С тех пор Касьянов не стал ближе к народу: 21 января 2008 года, вместо работы с ЦИК, Касьянов предпочел «консультироваться» с главой МИД Польши Р.Сикорским, а в четверг уже находился в Брюсселе, якобы по приглашению либерально-демократической фракции Европарламента. Наверное, если бы кандидат в президенты США захотел «проконсультироваться» о выборах с иностранной державой и, тем более, имел бы оттуда финансирование, он немедленно попал бы под арест.
Поневоле вспоминается точная оценка политолога Михаила Леонтьева: программа Касьянова - «это компрадорская программа полной ориентации страны на американских хозяев». А результат пренебрежения интересами электората и поиск легкого пути западной марионетки привел Касьянова к тому, что собрать 2 млн достоверных подписей он не смог даже с помощью сети профессиональных «сборщиков» и фальсификаторов, и даже подвел многих из них под следствие.
Вряд ли лидеру РНДС удастся зарегистрировать и свою партию, ведь для этого нужно лишь 50 тыс. подписей, но зато достоверных. Но Касьянов, скорее всего, и их не соберет. Ведь даже вместе с лидерами ОГФ и бывшей НБП он выводил на «марши несогласных» (показатель реальной, а не «подписной» поддержки) лишь 1 тыс. человек (0,0001% населения Москвы). Это просто смешно на фоне стотысячных акций грузинской оппозиции, или народных выступлений в Москве в 1991-м, и 1993-м годах, когда на улицу выходили более 600 тыс. человек. Но сегодня «за действиями «оранжевой» оппозиции явно просматриваются интересы других государств… и найти дурачков, которые в массовом порядке будут поддерживать Каспарова или Касьянова, просто невозможно», - поясняет политолог Илья Константинов.
Имея рейтинг 0,8%, став экс-премьером, а теперь став «экс-кандидатом в кандидаты», записной «демократ» Касьянов по странному стечению обстоятельств до сих пор не понял одного: политика в России делают интересы избирателей, а не закулисные договоренности с западными дипломатами или неадекватными маргиналами.
И теперь, когда Касьянов перенес запланированный на 27-е января «марш несогласных» на 10 февраля, чтобы, по всей видимости, сделать очередную попытку «объединить оппозицию», настоящим демократам – потенциальным жертвам это «интриганской стратегии», можно только посочувствовать. Ведь, по мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, Касьянов намерен продолжать «ту деятельность, которую он считает политической, но которая является слабой и двусмысленной игрой».
Андрей Степанов