Карманные деньги для ребенка: как я научил сына распоряжаться деньгами и избегать ошибок
Когда мой сын достиг шести лет, я почувствовала, что пора начинать обучать его финансовой грамотности. Мы решили отказаться от спонтанных покупок и начали давать ему карманные деньги, которые он тратил по своему усмотрению. В этой статье расскажу, как мы это реализовали, чему научился мой ребенок и какие уроки из этого я извлекла.
Как мы начали учить ребенка обращаться с деньгами
Когда сын научился считать до двадцати, я решила, что пора дать ему первые деньги. Я начала с небольшой суммы — именно столько хватало, чтобы купить пачку жвачки или игрушку из вендингового автомата. Это были небольшие суммы, но с каждым годом и новыми знаниями в области математики сумма увеличивалась.
Когда сын уже освоил сложение и вычитание в пределах 50, а затем и 100, я увеличила "пособие". Теперь деньги выдавались раз в неделю, каждое воскресенье, и с этого момента сын стал самостоятельно распоряжаться своей финансовой частью.
Эти деньги были не связанными с условиями: то есть они не зависели от поведения или выполнения домашних обязанностей. Мы оговорили, что единственное исключение — это очень серьёзные проступки, когда деньги могут быть "лишены". Однако это правило никогда не было применено на практике, и мне приятно отметить, что наш сын в целом проявлял ответственность.
Три правила, которые мы установили
Мы заранее договорились о нескольких принципах, которые помогали нам строить систему.
- Деньги выдаются раз в неделю. Мы установили чёткое правило, что деньги выдаются каждый воскресный день, и если ребенок тратил их в первый же день, он ждал следующего. Это стало отличной возможностью для него понять, что деньги ограничены, и научиться планировать свои траты.
- На крупные покупки можно копить. Мы договорились, что на дорогие вещи, такие как смартфон или велосипед, можно накопить. При этом если сын соберёт половину необходимой суммы, мы поможем ему, подключив свои средства. Так было куплено и его первый смартфон, и новый велосипед. Сюда пошли не только еженедельные деньги, но и те, которые он получал от бабушек и дедушек на праздники.
- Никаких авансов. Это правило оказалось самым сложным в начале, ведь ребенку хотелось что-то купить прямо сейчас. Но если деньги были потрачены, он должен был ждать до следующего воскресенья. В какой-то момент это вызвало у него некоторую досаду, но я заметила, что с каждым разом сын становился более терпеливым и лучше планировал свои расходы.
Почему важно установить ограничения
Один из самых важных моментов, который мы старались передать сыну через эти правила, — деньги ограничены. Неважно, насколько хорошая вещь на первый взгляд, он должен был понимать, что для каждой покупки нужно подумать и спланировать её заранее. Это не означало отказ от удовольствия, но учило распределять средства, создавать финансовую подушку и принимать осознанные решения.
Когда деньги выдаются без ограничений, легко создаётся иллюзия, что их можно тратить сколько угодно. Мы старались избежать этой ошибки, ведь одна из наших целей была в том, чтобы научить сына использовать финансы разумно, учитывать все свои желания и понимать, что ресурсы ограничены.
Ошибки и важные уроки
В первые месяцы сын потратил все свои деньги на сладости, наклейки и дешевые игрушки. Это было неизбежно, и мы не ругали его за это, но через некоторое время мы сели вместе и посчитали, что можно было бы купить на эти деньги.
- Сколько пачек конфет и жвачек можно было бы купить на 200 рублей.
- Как долго нужно было бы копить, чтобы купить заветный конструктор.
- Какую часть от полученной суммы он готов был откладывать.
Этот разговор стал поворотным моментом. Мы использовали его как возможность научить его на собственных ошибках, показывая, что деньги можно потратить на что-то временное, но можно и накопить на нечто более значимое. Это был первый опыт планирования для него, и результат оказался более чем положительным.
Как мы завели копилку
После этого разговора сын сам предложил завести копилку, куда он стал откладывать часть своих карманных денег. Мы договорились, что деньги на копилку — это святое. Он стал следить за своим прогрессом и с нетерпением ждал, когда накопит на что-то крупное. Это стало для него настоящим достижением, а для нас — важным шагом в обучении ответственности и осознанному отношению к деньгам.
Плюсы и минусы такого подхода
| Плюсы | Минусы |
|---|---|
| Формирует осознанное отношение к деньгам | Поначалу ребёнку трудно понять, что деньги не бесконечны |
| Развивает финансовую самостоятельность | Трудно не нарушать правила в моменты желаемых покупок |
| Учит планированию и накоплениям | Может вызвать недовольство у ребёнка в начале |
| Включает в процесс все семейные расходы и сбережения | Не всегда легко контролировать, как именно ребёнок тратит деньги |
FAQ
Какую сумму нужно давать для первого опыта?
Начинать можно с небольшой суммы, например, 50-100 рублей в неделю, постепенно увеличивая по мере того, как ребёнок растёт и учится обращаться с деньгами.
Как помочь ребёнку справиться с желанием потратить деньги сразу?
Лучше всего обсудить с ребёнком, почему важно откладывать деньги, и предложить пример на своих собственных сбережениях. Также важно помнить, что сам процесс накопления принесёт больше удовлетворения, чем немедленное приобретение.
Что делать, если ребёнок не хочет откладывать деньги?
Обсудите с ним его цели, возможно, предложите совместно решить, что именно он хочет купить, и покажите, как легче достичь этой цели, откладывая деньги.
Подписывайтесь на Экосевер