
Американцы ищут замену Маску: лунная гонка ускоряется
Национальное аэрокосмическое агентство США объявило о расширении круга подрядчиков для реализации своей лунной программы Artemis. Решение связано с тем, что компания SpaceX, изначально выбранная для создания посадочного модуля, отстаёт от утверждённого графика. Об этом сообщил исполняющий обязанности руководителя NASA Шон Даффи в интервью телеканалам CNBC и Fox News.
Программа Artemis и новые планы NASA
Программа Artemis призвана вернуть человека на Луну впервые с 1972 года. Согласно плану, высадка астронавтов должна состояться в рамках миссии Artemis III - с использованием корабля Starship от SpaceX. Однако из-за задержек с разработкой ракеты и испытаниями NASA решило привлечь дополнительные компании.
"Мы не собираемся ждать одну компанию… Мы намерены двигаться вперёд и выиграть вторую космическую гонку у китайцев", — заявил Шон Даффи.
По словам представителя агентства, приоритет NASA — не зависеть от единственного подрядчика и обеспечить резервные решения для всех этапов миссии.
Кто может заменить SpaceX
Новые контракты, по данным NASA, могут получить Blue Origin (основанная Джеффом Безосом) и Lockheed Martin - один из крупнейших разработчиков аэрокосмической и военной техники США.
Blue Origin уже участвует в лунной программе: в 2023 году компания выиграла контракт на 3,4 млрд долларов для разработки посадочного модуля, который должен быть использован в миссии Artemis V, запланированной не ранее начала 2030-х годов.
Lockheed Martin, в свою очередь, имеет значительный опыт в создании космических аппаратов, включая модуль Orion, который используется для пилотируемых полётов в рамках Artemis.
Отставание SpaceX
Компания Илона Маска в 2021 году получила контракт на 2,9 млрд долларов на создание посадочного модуля для Artemis III. В его основе лежит модифицированная версия ракеты Starship - многоразового сверхтяжёлого носителя, который должен стать основой будущих межпланетных миссий.
Однако тестовые полёты Starship неоднократно переносились. Несмотря на отдельные успехи, эксперты считают, что уложиться в заявленные сроки — середину 2027 года - будет крайне сложно.
"SpaceX движется молниеносно по сравнению с остальной космической отраслью", — писал Илон Маск в своём аккаунте в X (бывший Twitter).
Тем не менее, NASA вынуждено перестраховаться, чтобы не допустить срыва миссии, имеющей огромное политическое значение.
Космическая гонка XXI века
Американское агентство стремится сохранить лидерство в освоении Луны, особенно на фоне планов Китая, который намерен отправить свой первый экипаж на спутник Земли к 2030 году.
Президент США Дональд Трамп, в свою очередь, обозначил цель: осуществить высадку американских астронавтов до января 2029 года, то есть до конца своего второго президентского срока. Чтобы уложиться в эти сроки, NASA придётся ускорить все этапы программы и увеличить бюджет на несколько миллиардов долларов.
Сравнение ключевых участников лунной программы
Компания | Контракт с NASA | Цель проекта | Планируемая миссия | Примерные сроки |
SpaceX | 2,9 млрд долл. | Посадочный модуль Starship | Artemis III | 2027 год (вероятно позже) |
Blue Origin | 3,4 млрд долл. | Альтернативный лунный модуль | Artemis V | после 2030 года |
Lockheed Martin | сотрудничество в проекте Orion | Разработка пилотируемого корабля | все миссии Artemis | активно |
Ошибка → Последствие → Альтернатива
• Ошибка: полагаться на единственную частную компанию для ключевого этапа миссии.
• Последствие: риск срыва сроков и потери лидерства в лунной гонке.
• Альтернатива: диверсификация подрядчиков и параллельное развитие нескольких посадочных систем.
А что если миссию всё-таки перенесут
Если Artemis III не удастся реализовать в 2027 году, NASA может объединить миссии III и IV в единый этап и перенести высадку астронавтов на Луну на начало 2030-х годов. Это позволит доработать технологии Starship и Blue Moon (модуль от Blue Origin), а также провести дополнительные беспилотные испытания.
Однако перенос сроков создаст риск потери символического первенства: Китай ускоряет собственную программу и уже тестирует тяжёлые ракеты для доставки экипажа.
Плюсы и минусы расширения программы Artemis
Плюсы | Минусы |
Уменьшение зависимости от SpaceX | Увеличение бюджета NASA |
Рост конкуренции среди подрядчиков | Разделение ответственности и координационные сложности |
Возможность ускорить разработку | Вероятность дублирования проектов |
Повышение шансов на успех миссии | Риск политического давления из-за сроков |
Три интересных факта
-
Проект Artemis назван в честь богини Луны — сестры Аполлона, в честь которого называлась первая американская лунная программа.
-
Starship от SpaceX рассчитан на повторное использование до 100 раз, что должно значительно снизить стоимость полётов.
-
Лунный модуль Blue Origin — Blue Moon - сможет доставлять на поверхность до 20 тонн полезной нагрузки.
Исторический контекст
-
Программа Artemis стартовала в 2017 году как продолжение миссий "Аполлон".
-
Первый успешный запуск ракеты SLS с кораблём Orion состоялся в 2022 году (миссия Artemis I).
-
Миссия Artemis II с экипажем запланирована на 2026 год, она должна облететь Луну без посадки.
NASA стремится не просто вернуть человека на Луну, но и заложить основу для будущей окололунной инфраструктуры — орбитальной станции Gateway и базы на поверхности. От того, как быстро агентство сможет решить проблемы с подрядчиками, зависит не только успех миссии, но и лидерство США в новой космической гонке.
Подписывайтесь на Экосевер