
Город сгорел, утонул и обрушился за 15 минут: день, когда все святые отвернулись от Лиссабона
Три удара — по земле, по волнам и по вере. В Лиссабоне случилось не просто землетрясение, а катастрофа, после которой Европа усомнилась в Боге.
День всех святых, когда не пришло спасение
1 ноября 1755 года португальцы, как и полагается в День всех святых, с рассветом устремились в церкви. Именно там они и встретили смерть. Те, кто пришёл молиться, оказались погребены под обломками соборов, рушившихся от землетрясения один за другим — со звоном колоколов и воплями верующих. Через несколько минут по узким улицам города прокатились гигантские волны, сметая всё на своём пути. Те, кто выжил в храмах, погибли от моря.
Земля, вода и пламя — тройная кара
Ужас происходящего был почти театральным: земля трескалась, огонь охватывал дома, море затапливало набережные. Лиссабон словно стал ареной апокалипсиса, где каждый стихийный элемент играл свою партию.
За 15 минут — 100 тысяч погибших, три четверти города — в руинах, сотни кораблей в гавани — на дне Атлантики.
Кара за грехи — но чьи?
Люди искали смысл. Кого покарал Господь?
- Иезуитов, которые усердно жгли "еретиков" на кострах инквизиции?
- Короля, обманувшего крещёных евреев ("новых христиан"), выпросив у них золото на флот, а потом предавшего их в руки палачей?
- Или маркиза де Помбала, премьер-министра, осмелившегося отнять у церкви власть, ввести реформы и сделать ставку на просвещение?
Люди не знали ответа. Но знали точно: если Бог и хотел кого-то наказать, то выбрал для этого самую святую дату и самую грешную столицу.
Когда молитва не спасает
Площадь у гавани стала ловушкой для выживших. Они искали там открытое пространство, надеясь избежать обрушения зданий. Но волны накрыли их, унося в пучину тела. Ирония судьбы: те грешники, кто остался в постелях — уцелели. Как это объяснить?
Катастрофа в Лиссабоне изменила не только архитектуру, но и мышление Европы. После неё философы стали задавать опасные вопросы:
- Где был Бог?
- Почему святые промолчали?
- Может ли религия объяснить происходящее?
Именно с этого события начинается эпоха европейского скепсиса. Француз Вольтер посвятит катастрофе язвительные строки, а Просвещение начнёт вытеснять догму.
Подписывайтесь на Экосевер