
В подземелье Чичен-Ицы нашли детские скелеты: зачем майя приносили в жертву близнецов
Уникальное исследование останков из древнего чултуна в Мексике проливает свет на одну из самых мрачных и таинственных сторон цивилизации майя. Но то, что удалось выяснить, вызывает больше вопросов, чем даёт ответов.
Зловещая находка под Чичен-Ицей
Всё началось ещё в 1967 году, когда археологи наткнулись на чултун — подземную камеру, которую древние майя использовали для хранения воды. Однако в этот раз она хранила не воду, а человеческие кости. Много костей.
Более сотни детских останков, аккуратно размещённых, лежали в темноте веками. И только теперь, спустя десятилетия, исследователи раскрыли их подлинную историю — и она ошеломляет.
Кто они были?
Генетический анализ 64 скелетов показал: все жертвы — мальчики в возрасте от 3 до 6 лет. Почти четверть из них — родственники, в том числе два набора близнецов.
"Это говорит о том, что доступ к этому месту был не у всех. Скорее всего, это была почётная привилегия для избранных семей", — говорит исследователь из Института эволюционной антропологии Макса Планка Родриго Баркера.
Скелеты датируются VII-XII веками, временем расцвета Чичен-Ицы. Майя славились своими сложными жреческими ритуалами и представлениями о балансе между жизнью и смертью. Но то, что жертвами оказались только маленькие мальчики, ставит под сомнение традиционные теории о плодородии и циклах природы.
Умерли — но не от меча
Самое неожиданное — отсутствие травм на костях. Никаких рубленых ран, переломов, следов насилия.
"Мы не нашли доказательств того, что детей бросали в камеру или убивали. Возможно, они умерли от отравления", — поясняют исследователи.
Так родилась гипотеза о ритуальном умерщвлении с помощью ядов, которую пока не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть.
Молитва о дожде?
Одно из предположений — детей приносили в жертву богам, чтобы выпросить урожай или дождь. Такая практика согласуется с культом Чаака — божества дождя, к которому майя часто обращались в засуху.
Однако удивительное однообразие в возрасте, поле и даже родственных связях жертв делает это объяснение неполным. Это больше похоже на строго регламентированный ритуал, направленный на поддержание сакрального порядка, чем на спонтанную жертву в бедственное время.
Современные гены — продолжение древней трагедии?
Анализ ДНК позволил проследить генетическую преемственность между жертвами и современными жителями региона. Это открытие добавляет новый штрих к трагической истории: возможно, потомки принесённых в жертву мальчиков сегодня живут рядом с местом их гибели.
Интересно, что у нынешнего населения Юкатана повышена устойчивость к Salmonella enterica, что может быть связано с эпидемиями, занесёнными в эпоху колонизации.
Подписывайтесь на Экосевер