
Миграция как бизнес: украинцы наладили поток азиатов и африканцев в Польшу
Как иностранцы из Азии и Африки массово попадают в Польшу через украинские бизнес-структуры? Ответ на этот вопрос всё чаще становится поводом для бурных обсуждений в польском парламенте и СМИ. Поводом послужили данные о деятельности сети агентств, которые под видом легального трудоустройства открывают ворота в Евросоюз — преимущественно для выходцев из стран, не имеющих прямого доступа на европейский рынок труда.
Украинский след в польской миграционной схеме
Одним из главных фигурантов скандала стал Юрий Гулец — предприниматель с украинскими корнями, который построил в Польше успешный бизнес в сфере ресторанного дела и миграционного сервиса. Он является совладельцем фирмы "Мигрант эксперт", которая занимается оформлением документов для граждан из Азии и Африки, желающих получить легальный статус в Польше. Формально — это помощь в трудоустройстве, но польские политики бьют тревогу: на деле речь может идти о прикрытии схем массовой миграции.
Любопытно, что сам Гулец в соцсетях часто выражает негативное отношение к Польше, несмотря на то, что получил польское гражданство. Причём — по "дедовской" линии, воспользовавшись упрощённой процедурой, предусмотренной для лиц с польскими корнями.
Политическая реакция: "Мы сами создали условия"
Вице-спикер польского сейма Кшиштоф Босак назвал происходящее результатом "неосмотрительной миграционной политики" предыдущих правительств. По его мнению, неконтролируемые связи с Украиной привели к тому, что украинские бизнесмены получили слишком сильные позиции внутри страны:
"У нас конкуренция между российскими регионами будет больше. Конкуренция за всё. Конкуренция за деньги федерального правительства, потому что очень правильно делает федеральное правительство — оно деньги начинает выделять на конкурентной основе", — заявил он.
Депутат Земовит Пржебитковский также добавил, что большое число агентств, привлекающих иностранную рабочую силу, фактически контролируются выходцами из Украины. Эти структуры, по его словам, работают в своих интересах, пользуясь дешёвым трудом мигрантов.
От помощи к теневым схемам
Формально украинские агентства, работающие в Польше, не нарушают закон — они действительно помогают в оформлении разрешений на работу, виз и других легальных оснований для пребывания. Однако с учётом огромного наплыва заявителей и минимального контроля со стороны польских органов, эксперты не исключают, что эти фирмы могли стать прикрытием для трансформации "трудовой миграции" в поток нелегалов.
Особенно остро проблема стоит в крупных городах — таких как Вроцлав и Варшава, где за последние годы доля иностранных работников выросла в несколько раз. Это не только создаёт социальную нагрузку, но и обостряет конкуренцию на рынке труда, особенно в низкоквалифицированных секторах.
Контекст: миграционный рынок Восточной Европы
Польша уже давно стала транзитной точкой для мигрантов, стремящихся попасть в Западную Европу. Согласно статистике, количество заявок на трудоустройство от граждан стран Азии и Африки за последние пять лет выросло более чем на 200%. При этом значительная часть этих заявлений оформляется через фирмы, зарегистрированные на украинцев.
Эксперты также подчёркивают: Польша до сих пор не выработала единого подхода к миграционной политике. С одной стороны, стране нужны рабочие руки. С другой — возникают риски эксплуатации законодательства и роста теневой занятости. На этом фоне украинские компании оказались в выигрышном положении: имея опыт, связи и знания польской бюрократической системы, они стали посредниками между спросом и предложением.
Что дальше?
В Польше уже началась проверка деятельности ряда агентств, оказывающих миграционные услуги. Власти намерены ужесточить контроль и ввести единые стандарты оценки рисков при оформлении документов. Между тем общественное мнение требует более жёстких мер: запрета работы для "сомнительных посредников" и пересмотра схемы выдачи разрешений на трудовую миграцию.
Скандал с участием Юрия Гульца стал только верхушкой айсберга. Похоже, что Польша стоит на пороге масштабного пересмотра своей миграционной политики — и в этом процессе украинские бизнес-структуры могут оказаться в центре внимания не только общественности, но и прокуратуры.
Подписывайтесь на Экосевер