
В Турции правили женщины? Археологи нашли в Анатолии следы цивилизации матриархата
На заре неолита, среди глинистых равнин Анатолии, зарождалась необычная цивилизация. Сегодня древнее поселение Чатал-Хююк раскрывает всё больше тайн — и женщины в них играют неожиданно важную роль.
Город без улиц и с памятью под ногами
Более 9000 лет назад жители Чатал-Хююка выстроили странный и плотный мир: их дома стояли вплотную друг к другу, а вход в жилище осуществлялся через крышу. С каждым десятилетием они возводили новые жилища прямо поверх старых, создавая нечто вроде архитектурного слоёного пирога, в который аккуратно встраивались не только кирпичи и пепел, но и… память о мёртвых. Родственников хоронили прямо под полами — под очагами, под лежанками, под местами, где продолжалась жизнь. А иногда черепа умерших превращались в украшения или ритуальные объекты.
Следы материнской линии
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Science, позволило заглянуть глубже — в саму структуру этого древнего общества. Группа учёных, проанализировав ДНК почти двухсот захороненных в Чатал-Хююке, пришла к неожиданному выводу: социальная организация строилась по материнской линии. Дети, покоящиеся рядом, чаще всего были связаны именно через материнскую ДНК. Девочки, захороненные в одном доме, с большой вероятностью приходились друг другу родственницами, тогда как мужчины, напротив, были "пришлыми". Такой тип устройства называется матрилинейностью, а сам факт того, что женщины оставались в родных домах, а мужчины приходили извне — матрилокальностью.
Эти термины не означают, что Чатал-Хююком управляли женщины — нет данных о прямом матриархате. Однако они позволяют говорить о женской автономии, а возможно, и о ключевой роли, которую играли женщины в культуре, традициях и организации домашнего пространства.
Артефакты как знаки уважения
Подтверждение этой гипотезы кроется и в вещах, найденных вместе с телами. Девочек, как правило, хоронили с керамикой, бусами, изящными предметами обихода. Среднестатистическое женское захоронение содержало в пять раз больше артефактов, чем мужское. Погребения взрослых женщин также были богаче, хотя и не столь контрастно. Эти детали наталкивают исследователей на мысль о том, что женщины в Чатал-Хююке были не просто хранительницами семьи — они, возможно, являлись хранительницами ритуалов и передатчицами культурной преемственности.
Общество без иерархий?
Интересно, что все эти данные встраиваются в другую — ранее выдвинутую — гипотезу: Чатал-Хююк мог быть эгалитарным обществом, где не было ярко выраженной иерархии, а власть и обязанности распределялись равномерно. Гендер, при всей его социальной значимости, не делал людей неравными. Мужчины и женщины питались одинаково, носили схожую одежду и работали с одинаковой физической нагрузкой. Возможно, именно равноправие и устойчивость материнской линии позволяли обществу Чатал-Хююка жить на протяжении многих веков без резких социальных катастроф.
Возрождение богинь?
Когда в 1950-х годах археологи впервые начали раскопки, их внимание привлекли глиняные фигурки женщин с подчёркнутыми признаками плодородия. Некоторые учёные увидели в этом культ богини-матери. Позднее коллеги назвали подобные гипотезы романтизацией и поспешными выводами. Однако теперь, с появлением новых генетических и археологических данных, становится ясно: хотя женщины, возможно, и не были объектами культа, их роль была гораздо глубже, чем предполагалось.
Подписывайтесь на Экосевер