Туннель
Туннель
Юрий Манаков Опубликована сегодня в 0:04

Цифровая тревога: Автосити нарушила выплаты по активам

Впервые в России компания допустила дефолт по цифровым финансовым активам (ЦФА). Речь идёт о сети автосалонов "Автосити", работающей на территории Сибири и Дальнего Востока. Инвесторам не был выплачен доход по выпуску на сумму 200 миллионов рублей. Выпуск предполагал доходность 20,5% годовых с ежемесячными выплатами, что делало его весьма привлекательным на фоне традиционных инструментов.

Компания предложила держателям бумаг компромиссный вариант: обменять текущие ЦФА на новые. Это решение официально подтверждено и стало первым подобным случаем на российском рынке цифровых активов, находящемся пока в стадии становления. По данным Forbes, инвесторам было направлено соответствующее предложение, но официальных комментариев по перспективам исполнения обязательств "Автосити" не предоставила.

Объём рынка растёт — вместе с рисками

По данным Банка России, к концу первого квартала 2025 года объём рынка ЦФА в обращении достиг внушительных 293,5 млрд рублей. Это почти тысяча инструментов, включая дебютные выпуски от крупных игроков. ЦФА сегодня всё чаще воспринимаются как альтернатива облигациям и банковским депозитам, однако эпизод с "Автосити" показал уязвимость регулирования и доверия.

При этом сама природа цифровых финансовых активов остаётся для широкой публики недостаточно понятной. Выпуски, как правило, проходят вне классических площадок, а права держателей формализуются не как ценные бумаги, а как цифровые обязательства. Это даёт гибкость, но создаёт правовую и инвестиционную неопределённость.

Что известно об "Автосити"?

Сеть автосалонов "Автосити" объединяет несколько крупных площадок в сибирском и дальневосточном регионах. Компания развивалась активно и, по некоторым оценкам, планировала расширение за счёт привлечения средств с рынка ЦФА. Размещение цифровых активов должно было стать шагом к более свободной финансовой модели: без посредников, но с обязательствами напрямую перед инвестором.

Однако высокая ставка (20,5% годовых) говорит о существенных рисках, заложенных в инструменте. Это, в свою очередь, может указывать на финансовые затруднения, возникшие ещё до размещения. Сейчас же, судя по реакции, компания предпочитает реструктурировать долг, а не признавать полную неплатёжеспособность. Пока остаётся неясным, согласятся ли инвесторы на новые условия.

ЦФА в России: первый звонок

Цифровые финансовые активы в России начали развиваться с 2021 года на фоне интереса к цифровизации финансовой сферы. Ставка была сделана на развитие регулируемой среды для цифровых инструментов, в том числе для замены классических долговых бумаг. Рынок поддержали крупные банки, а также технологические платформы, получившие статус операторов информационных систем.

Несмотря на регуляторную поддержку, в правовом и репутационном плане рынок ещё крайне хрупкий. В случае с "Автосити" ни объём выпуска, ни схема доходности не были проблемой до момента наступления дефолта. Это говорит о том, что даже на "оцифрованном" поле риски классической модели долгового финансирования никуда не исчезают.

Возможные последствия

Отказ от выплат по ЦФА может стать тревожным знаком для потенциальных инвесторов и спровоцировать переоценку рисков. Если предложение об обмене активов на новые не устроит большинство инвесторов, это ударит не только по "Автосити", но и по доверительной инфраструктуре вокруг цифровых финансов.

Участники рынка уже выражают обеспокоенность. Возможно, именно этот случай ускорит появление дополнительных гарантий и механизмов защиты для инвесторов — включая резервные фонды, страхование и жёсткие требования к эмитентам.

Пока же история "Автосити" — напоминание о том, что даже на цифровом рынке работает классическое правило: высокая доходность означает высокий риск.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Никель дешевеет: что не так с металлом будущего сегодня в 4:46

"Норникель" сообщил о переизбытке никеля на фоне падения спроса в Европе. Почему это тревожный сигнал не только для металлургов — в материале.

Читать полностью »
Вперед — по изношенному: таксопарки не могут купить новые машины сегодня в 3:47

Тысячи машин могут исчезнуть с дорог: мелкие таксопарки массово закрываются из-за дорогого лизинга и невозможности обновить автопарк. Что ждёт пассажиров?

Читать полностью »
Трамп требует: либо торговля по-честному, либо 25% на автомобили сегодня в 2:39

Трамп вновь заговорил о пошлинах: в этот раз под угрозой оказалась Япония. Президент требует покупать больше американских товаров — иначе санкции.

Читать полностью »
Центры без центра: почему торговым площадям нужна реконцепция сегодня в 2:21

Большая часть торговых центров в России нуждается в обновлении. Почему устаревшие площади заполонили рынок — и как это повлияет на арендаторов и покупателей?

Читать полностью »
Энергию — впрок: Абхазия закупит российский свет летом сегодня в 1:08

Абхазия начнёт закупать российскую электроэнергию с августа по сниженной цене. Это должно помочь справиться с традиционным осенним энергодефицитом и сэкономить бюджет.

Читать полностью »
Последняя капля: Чехия уходит от российской нефти сегодня в 0:47

Польская Orlen прекратила закупки нефти из России для чешского НПЗ. Почему этот шаг назвали "освобождением Центральной Европы", и что будет дальше?

Читать полностью »
Логистика с прицелом на Каспий: Иран нацелен на российский порт вчера в 23:59

Астраханский порт может перейти под контроль иранского инвестора. Почему это важно для России, и какие последствия может повлечь такая сделка — рассказываем.

Читать полностью »
Центробанк может снизить ставку сильнее — что это значит вчера в 21:16

ЦБ не исключает более глубокого снижения ключевой ставки уже в июле. Что влияет на решение регулятора, и при каких условиях оно возможно — объясняем в деталях.

Читать полностью »