Пыльца растений оказывает глобальное влияние на климат

Вещества на поверхности пыльцевых зёрен смываются водой и поднимаются к облакам, где повышают температуру замерзания воды. Облака с увеличенным содержанием кристалликов льда пропускают меньше солнечного света - а следовательно, на земле и в воздухе под таким облаком становится холоднее.

Ученые давно знали, что пыльцевые зерна, в принципе, могут достигать облаков. Но при этом считалось, что пыльца в своей массе слишком тяжела, чтобы в сколько-нибудь значимых количествах подниматься так высоко и влиять на химию облаков. Новые данные, полученные исследователями из Венского технологического университета (Австрия), позволяют считать растительную пыльцу полноценным климатическим фактором.

Легко представить, что пыльца, поднявшись в воздух, может послужить центром нуклеации при образовании кристаллика льда: новые молекулы воды формируют кристаллическую структуру, опираясь на частичку пыльцы. Но, как оказалось, присутствие самой пыльцы вовсе не обязательно: на её поверхности могут находиться некие молекулы, которые также способны стимулировать кристаллизацию воды. Эти водорастворимые вещества как раз легко могут вознестись к слою облаков вместе с парами воды.

Если в облаках образуется множество кристалликов льда, у них повышается отражательная способность, такие облака пропускают мало солнечного света. Соответственно, внизу под ними становится прохладно. Таяние льда и дожди, напротив, способствуют тому, что облака начинают пропускать больше света. В этом смысле пыльца растений, повышая температуру замерзания воды, может оказывать довольно заметное влияние на глобальные климатические процессы.

В метеорологии под аэрозолем понимают твердые и жидкие частицы, плавающие в атмосфере и выпадающие на Землю. Аэрозоли попадают в атмосферу от многих источников. По происхождению они подразделяется на аэрозоли естественного и антропогенного происхождения. Источниками естественных аэрозолей являются океаны, косми­ческая пыль, частицы почвы и горных пород, поднимаемых в воздух при ветровой эрозии, органические вещества - пыльца растений споры, бактерии и др., частицы дыма, возникающие при лесных и торфяных пожарах, продукты вулканических извержений.

Частицы биологического происхождения переносятся на большие расстояния. Споры грибов, на­пример, находили над океаном на расстоянии 1000 км, а пыльцу - в 2500 км от возможного ближайшего источника. Морские бактерии обнаружены в пробах воздуха более чем в 100 км от побережья. Во время полета аэростата "Эксплорер-П" в воздухозаборники-ловушки между высотами 11 и 22 км попали споры плесневых грибков.

Проблемы, связанные с аэрозолями многогранны. Аэрозоли могут оказывать влияние на формирование климата как Земли в целом, так и в отдельных её районах. Важнейшая положительная роль аэрозолей являются ядрообразование, т.е. свойство конденсировать воду. Однако, они могут изменять отражательную способность планеты Земля и тем самым изменять глобальную температуру, пишет planet.elcat.kg.

Между тем разгон облаков - это локальное вмешательство в атмосферный баланс. Современная наука не может предсказать последствия такого вмешательства. Эколог считает, что когда человек вмешивается в естественные природные процессы, они приобретают хаотичный характер, вследствие чего возникают погодные катаклизмы вроде долгого дождя или продолжительной засухи.

В свою очередь, американские биогеохимики выяснили, что бактериальные связи способны оказывать существенное влияние на климат планеты. Как выяснилось, бактерии посылают химические сигналы, чтобы понять, есть ли рядом другие бактерии. Если соседей достаточно, они приступают к массовому выделению ферментов, которые расщепляют углеродсодержащие молекулы этих частиц на более удобоваримые кусочки. Было высказано предположение, что скоординированное производство ферментов очень выгодно бактериям, живущим на таких тонущих частицах, и вот обнаружено первое доказательство, что это действительно так, пишет compulenta.ru.

Ранее группа группа американских ученых доказала, что и в современном мире климатические процессы напрямую влияют на социальные конфликты и могут влиять на вспышки насилия. Ранее ученые уже предпринимали попытки связать конфликты с климатическими факторами. А именно, доказывали связь между гражданскими войнами в Африке и ростом средней температуры на континенте, а также предсказывали, что глобальное потепление неминуемо приведет к росту числа конфликтов.