Химики подсчитали, сколько радиации "утекло" из аварийной АЭС "Фукусима-1"

Химики подсчитали, сколько радиации

Химики подсчитали, сколько радиации "утекло" из аварийной АЭС "Фукусима-1"

Американские химики сделали первые количественные подсчеты потока нейтронов, который исходил от расплавленного ядерного топлива на аварийной японской АЭС "Фукусима-1", основываясь на данных о количестве радиоактивного изотопа серы в воздухе у берегов Калифорнии.

Мощное землетрясение 11 марта в Японии и последовавшее за ним цунами привели к остановке подачи электричества на АЭС "Фукусима-1" и остановке системы охлаждения реакторов, в результате чего расплавленное ядерное топливо в реакторах и в охладительных бассейнах пришлось охлаждать путем подачи морской воды.

Так, американские химики с высокой точностью измерили концентрацию радиоактивного изотопа серы-35 на другом берегу Тихого океана, в Ла-Холле (Калифорния). Радиоактивная сера возникает, когда нейтроны, испускаемые ядерным топливом, взаимодействуют с атомами хлора в морской воде, которая использовалась для охлаждения реактора. Нейтроны выбивали протон из атома хлора, в результате чего появлялись атомы радиоактивного изотопа сера-35. Практически вся вода, которой охлаждали топливо, превращалась в пар. Сера-35 вступала в реакцию с ионами кислорода - возникали оксиды серы и сульфаты, которые переносились западным ветром через Тихий океан.

Ранее у половины детей, живущих вблизи АЭС была обнаружена радиация в организме. Следы радиоактивных веществ были выявлены в щитовидной железе у 45% детей в возрасте до 15 лет, прошедших обследование в префектуре Фукусима. По данным ведомства, врачи проверили 1080 человек. Средняя зафиксированная доза облучения у них составила 0,04 микрозиверта в час, а максимальная из выявленных - 0,1. Установленная японским правительством норма - 0,2. После ряда утечек радиации со станции превышение норм радиации было обнаружено в продуктах и воде ряда префектур. Правительство ввело ограничения на поставки этих товаров на рынок. Из 20-30-километровой зоны и за ее пределами, где были обнаружены очаги радиоактивного заражения, эвакуировали жителей - около 80 тысяч человек.

Между тем группа американских ученых проанализировала колебания концентрации серы-35 в воздухе на исследовательской станции Института океанографии Скриппса в Ла-Холле в период с 9 марта по 12 апреля 2011 года. В среднем количество радиоактивной серы (в составе оксида SO4) в воздухе держалось на уровне от 180 до 475 атомов на кубический метр. Однако 28 марта эта концентрация резко выросла - до значения 1,5 тысячи атомов на кубометр, что стало абсолютным рекордом для этой точки за два года - за всю историю наблюдений. Концентрация другого типа оксида - SO2 - 28 марта также выросла от среднего значения в 30-40 молекул до 120.
Все эти данные позволили ученым подсчитать мощность нейтронного излучения, которому подвергалась морская вода в реакторах "Фукусимы-1". На период до 20 марта количество "улетевших" нейтронов составило 400 миллиардов на квадратный метр.

Стоит отметить, что в июне на морском дне в трех километрах от японской аварийной АЭС "Фукусима-1" был обнаружен радиоактивный стронций. Стронций-89, полураспад которого составляет 50 дней, содержится в концентрации 42-140 беккерелей на килограмм. Стронций-90, период полураспада которого составляет 29 лет, содержится в концентрации 10-44 беккереля на килограмм.
Кроме этого, ранее радиоактивный стронций был обнаружен в почве в радиусе от 22 до 62 километров от аварийной АЭС в префектуре Фукусима. Также радиация была обнаружена в иле на водоочистных сооружениях в 16 префектурах Японии. Предположительно, радиоактивные частицы, попавшие в почву после аварии на АЭС "Фукусима-1" вместе с дождевой водой, проникли на водоочистные сооружения и отложились в ил во время очистки.

Напомним, что в начале августа специалисты компании-оператора АЭС "Фукусима-1" ТЕРСО зафиксировали новый рекордно высокий уровень радиации на территории станции. Самый высокий уровень радиации, до четырех тысяч миллизивертов в час, в воздухе на территории "Фукусимы-1" ранее отмечался в начале июня из-за трещины в полу первого энергоблока, из которой исходил радиоактивный пар.
Если человек получит дозу облучения в 500 миллизивертов в течение короткого периода, это может стать причиной развития онкологических заболеваний. Доза в 1 зиверт приводит к острой лучевой болезни, 1,5 зиверта - к хронической лучевой болезни.

Между тем операция по извлечению ядерного топлива из разрушенных реакторов Фукусимы начнется только в 2021 году. Такие данные содержатся в среднесрочном плане по ликвидации последствий аварии на японской АЭС, который сейчас проходит обсуждение и согласование. Ничего не говорится о сроках окончания операции в этом плане, который уже был предложен на рассмотрение японскому агентству по ядерной безопасности. Полный демонтаж энергоблоков станции займет несколько десятилетий. Именно такой неопределенный срок указан в плане ТЕРСО.

Безопасная батарейка, робот на человеке и другие гениальные японские изобретения

В последнее время люди с удовольствием обсуждают необычные изобретения японцев. Что и говорить, жители этой страны радуют нас передовыми технологиями и интересными изобретениями.

Новая девятая планета, озеро на Марсе и другие последние научные открытия

Так уж человек устроен, что он всегда создает что-то новое. Технологии движутся вперед настолько стремительно, что порой не успеваешь узнать о создании какого-нибудь интересного устройства.