Опубликована 15.09.2011 в 12:07

Япония будет из космоса следить за российским Североморским путем

Японская метеорологическая компания "Weather news" в сентябре будущего года запустит спутник, который станет навигатором по Северному Ледовитому океану для судов, избравших путь вдоль берегов России или побережья Северной Америки, сообщает РИА Новости.

Северный Ледовитый океан, в котором из-за глобального потепления в течение последних 30 лет площадь льда сократилась на 30%, становится привлекательным для судоходства, так как свяжет Азию и Европу по кратчайшему пути. Таких путей, которые могут стать серьезной конкуренцией нынешнему - через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны, - всего два. Первый - вдоль побережья России, второй - вдоль берегов Северной Америки. Оба они короче пути через Суэц на треть.

Напомним, что в августе этого года Россия успешно провела большегрузный танкер, продемонстрировав судоходность первого пути. Ученые получили снимки со спутника и пришли к выводу, что в нынешнем году площадь ледяного покрова в Арктике снова окажется ниже среднего. Отсюда получается, что два основных судоходных маршрута Северного Ледовитого океана действительно продлили свою навигацию всерьез и надолго.

Ранее, в 2008 году спутники увидели, что Северо-Западный проход и Северный морской путь открыты одновременно. Тогда это произошло впервые с начала спутниковых измерений (т. е. с 1970-х годов). И вот снимки дали возможность судить, что это произошло вновь. Северный морской путь (он же Северо-Восточный проход), расположенный у северных берегов России, открылся в середине августа, а Северо-Западный - только что. Последний расположен в Канадском Арктическом архипелаге и является самым коротким маршрутом для сообщения между Европой и Азией. Впервые за многие годы он - традиционно считавшийся непроходимым - открылся в 2007 году, когда площадь арктического льда достигла рекордно низкого показателя за 30 лет.

Сверхмалый спутник японской компании будет запущен в сентябре будущего года с российской пусковой базы "Ясный" (Оренбургская область). Затраты на его разработку и запуск составили около 1,7 миллиона долларов.
За день он будет облетать Землю 15 раз. Спутник будет передавать изображение и информацию о состоянии льда в Северном Ледовитом океане. Компания "Weather news" будет обрабатывать полученное изображение, совмещать его с имеющимися у нее данными о морских течениях, погоде, высоте волн и предоставлять потребителям готовый продукт - безопасную навигацию по северному пути.

Между тем, по подсчетам некоторых экспертов, "сокращение плавания даже на одну неделю приведет к существенному сокращению затрат на топливо, сократит время доставки груза в конечную точку, а кроме того, этот путь значительно безопаснее нынешнего, где корабли постоянно подвергаются нападениям сомалийских пиратов".

Однако экологические организации высказывают тревогу в связи с тем, что освобождение арктической акватории от льда может привести к расширению добычи нефти и газа в этих районах. По их мнению, это усилит зависимость мира от углеводородов и будет способствовать дальнейшему усилению парникового эффекта, что может привести к полному исчезновению арктических льдов. Кроме того, возрастает опасность аварий в непредсказуемых арктических погодных условиях. Некоторые компьютерные модели предсказывают, что Арктика может полностью освободиться от летнего льда в предстоящие 10 лет. По другим прогнозам, этот процесс может затянуться на несколько десятилетий. Канада и Россия отслеживают поведение арктических льдов у своих побережий, поскольку ранее недоступные районы могут в перспективе открыться для разведки новых месторождений нефти и газа.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Новым статс-секретарем - замглавы Минпромторга стал Роман Чекушов 03.07.2024 в 16:51

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин лично распорядился назначить Чекушова на новую должность.

Читать полностью »
Общий потенциал ветра на Земле достаточен для удовлетворения мирового спроса на энергию 16.10.2019 в 12:01

Ветровая энергетика и ее потенциал в глобальном энергоснабжении

Ветры дуют повсюду на нашей планете, они несут часть энергии, которую мы получаем от солнца через движение воздушных масс. Неравномерный нагрев земной поверхности и различные перепады давления воздуха вызывают ветер.

Читать полностью »
В Оренбургском регионе ввели в эксплуатацию новую солнечную электростанцию 11.09.2019 в 9:08

В Оренбургском регионе ввели в эксплуатацию новую солнечную электростанцию

В Оренбургской области начала работать очередная солнечная электростанция Чкаловская. СЭС открыли неподалеку от поселка Чкаловского.

Читать полностью »
Медведев осмотрел лесопожарную спецтехнику в Чите 01.08.2019 в 19:46

Медведев осмотрел лесопожарную спецтехнику в Чите - новости экологии

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в четверг провел осмотр специализированной лесопожарной техники, работающей в Забайкальском крае.

Читать полностью »
РФ занимает 38 место в мире по экспорту экотоваров 26.07.2019 в 18:15

РФ занимает 38 место в мире по экспорту экотоваров - новости экономики

Об этом в минувший четверг журналистам рассказала старший научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко, передает информагентство РИА Новости.

Читать полностью »
Эксперты: глобальное потепление повысит урожаи пшеницы, но ухудшит ее вкус 25.07.2019 в 15:08

Эксперты: глобальное потепление повысит урожаи пшеницы, но ухудшит ее вкус - новости экологии

Такой вывод сделали биологи, разместившие публикацию Journal of Agricultural and Food Chemistry.

Читать полностью »
Польза от стихийных бедствий? Пример Японии 15.07.2019 в 19:59

Негативные последствия стихийных бедствий достаточно очевидно - экономические потери, гибель людей, разрушение инфраструктуры - однако Япония демонстрирует и положительные изменения.

Читать полностью »
Сокращение выбросов углерода в секторе судоходства 05.07.2019 в 14:33

Морские суда столкнулись с требованием сокращения выброса углекислого газа

Некоторая статистика, утверждает, что 15 самых крупных кораблей выбрасывают столько же, сколько все 780 миллионов автомобилей в мире в виде твердых частиц, сажи и ядовитых газов. Международная морская организация (IMO) заявляет, что морские перевозки составляют около 3% глобальных выбросов CO2, что немного меньше, чем ежегодные выбросы в Японии, 5-й по величине выбросной стране в мире.

Читать полностью »