
Япония будет из космоса следить за российским Североморским путем
Японская метеорологическая компания "Weather news" в сентябре будущего года запустит спутник, который станет навигатором по Северному Ледовитому океану для судов, избравших путь вдоль берегов России или побережья Северной Америки, сообщает РИА Новости.
Северный Ледовитый океан, в котором из-за глобального потепления в течение последних 30 лет площадь льда сократилась на 30%, становится привлекательным для судоходства, так как свяжет Азию и Европу по кратчайшему пути. Таких путей, которые могут стать серьезной конкуренцией нынешнему - через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны, - всего два. Первый - вдоль побережья России, второй - вдоль берегов Северной Америки. Оба они короче пути через Суэц на треть.
Напомним, что в августе этого года Россия успешно провела большегрузный танкер, продемонстрировав судоходность первого пути. Ученые получили снимки со спутника и пришли к выводу, что в нынешнем году площадь ледяного покрова в Арктике снова окажется ниже среднего. Отсюда получается, что два основных судоходных маршрута Северного Ледовитого океана действительно продлили свою навигацию всерьез и надолго.
Ранее, в 2008 году спутники увидели, что Северо-Западный проход и Северный морской путь открыты одновременно. Тогда это произошло впервые с начала спутниковых измерений (т. е. с 1970-х годов). И вот снимки дали возможность судить, что это произошло вновь. Северный морской путь (он же Северо-Восточный проход), расположенный у северных берегов России, открылся в середине августа, а Северо-Западный - только что. Последний расположен в Канадском Арктическом архипелаге и является самым коротким маршрутом для сообщения между Европой и Азией. Впервые за многие годы он - традиционно считавшийся непроходимым - открылся в 2007 году, когда площадь арктического льда достигла рекордно низкого показателя за 30 лет.
Сверхмалый спутник японской компании будет запущен в сентябре будущего года с российской пусковой базы "Ясный" (Оренбургская область). Затраты на его разработку и запуск составили около 1,7 миллиона долларов.
За день он будет облетать Землю 15 раз. Спутник будет передавать изображение и информацию о состоянии льда в Северном Ледовитом океане. Компания "Weather news" будет обрабатывать полученное изображение, совмещать его с имеющимися у нее данными о морских течениях, погоде, высоте волн и предоставлять потребителям готовый продукт - безопасную навигацию по северному пути.
Между тем, по подсчетам некоторых экспертов, "сокращение плавания даже на одну неделю приведет к существенному сокращению затрат на топливо, сократит время доставки груза в конечную точку, а кроме того, этот путь значительно безопаснее нынешнего, где корабли постоянно подвергаются нападениям сомалийских пиратов".
Однако экологические организации высказывают тревогу в связи с тем, что освобождение арктической акватории от льда может привести к расширению добычи нефти и газа в этих районах. По их мнению, это усилит зависимость мира от углеводородов и будет способствовать дальнейшему усилению парникового эффекта, что может привести к полному исчезновению арктических льдов. Кроме того, возрастает опасность аварий в непредсказуемых арктических погодных условиях. Некоторые компьютерные модели предсказывают, что Арктика может полностью освободиться от летнего льда в предстоящие 10 лет. По другим прогнозам, этот процесс может затянуться на несколько десятилетий. Канада и Россия отслеживают поведение арктических льдов у своих побережий, поскольку ранее недоступные районы могут в перспективе открыться для разведки новых месторождений нефти и газа.
Подписывайтесь на Экосевер