Круизный лайнер
Круизный лайнер
Юрий Манаков Опубликована 20.10.2025 в 23:38

Осень на воде: почему речные круизы могут стать новым трендом отдыха в России

Развитие речных круизов требует строительства новых теплоходов

Когда лето уходит, а туристические направления постепенно пустеют, у речных круизов в России наступает особое время. Осень на Волге, Каме или Енисее — это не только мягкое солнце и огненные берега, но и шанс для отрасли найти новые точки роста. Эксперты считают: чтобы круизное направление снова начало расти, нужны не только новые суда, но и новая культура путешествий.

Рынок на перепутье

В 2025 году речные круизы впервые за несколько лет перестали расти прежними темпами. По данным АТОР, продажи турпакетов увеличились лишь на 1-2%, тогда как ещё недавно рост составлял 15-18% ежегодно. Цены при этом поднялись примерно на 15%.

Генеральный директор круизного центра "Инфофлот", член комиссии по круизам Российского союза туриндустрии Андрей Михайловский пояснил, что отрасль подошла к естественному пределу существующего флота:

"Рынок год к году, начиная с 2022-го, рос на 25-30% по количеству людей. Новые теплоходы строятся, процесс пошёл, но когда один корабль добавляется, условно, к десяти старым, то прирост емкости исчисляется всего 1-1,5%", — отметил генеральный директор "Инфофлота" Андрей Михайловский.

По его словам, в пиковые годы круизные компании увеличивали количество судов за счёт кораблей, ранее обслуживавших иностранных туристов. После пандемии они остались без работы и вернулись на российский рынок. Однако этот резерв исчерпан: для дальнейшего роста нужны новые суда, инвестиции и производственные мощности.

Сегодня средняя загрузка теплоходов составляет 85-90% летом и 70-75% осенью. Казалось бы, цифры неплохие, но в высокий сезон ощущается дефицит мест. Именно поэтому эксперты видят перспективу в развитии осеннего направления, когда стоимость туров снижается, а маршруты остаются столь же живописными.

Осень под палубой: недооценённый сезон

Заместитель директора по туризму компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова убеждена, что осенние круизы способны стать самостоятельным туристическим продуктом.

"Летом средняя загрузка стремилась к 90%, сейчас она около 70-75%. Людей отпугивают холодная погода и дожди. Но в этот период цены невысокие, а сам круиз остаётся очаровательным", — рассказала заместитель директора "Мостурфлота" Светлана Гончарова.

По её словам, осенний круиз — это возможность увидеть природу в пике цвета: красно-зелёные берега, отражающиеся в воде, туманные рассветы и спокойствие на палубах. Цены при этом снижаются на 25-30%, а условия комфортабельны: теплоходы отапливаются, в каютах уютно, на борту работает развлекательная программа.

Средняя стоимость круиза — от 6 тысяч рублей в день на человека. В турпакет входят питание, экскурсии и досуг. При этом цены в летний сезон выросли на 10-11%, а осенью пока остаются на уровне прошлого года.

Почему дорожает речной отдых

Гончарова отмечает: рост цен связан не с жадностью компаний, а с объективными экономическими причинами.

"Повышение цен происходит потому, что неуклонно каждый год растёт себестоимость турпродукта. Сейчас наблюдаем повышение цен на топливо, а весной подорожали продукты питания. Цены растут на обслуживание флота в портах захода", — пояснила представитель "Мостурфлота" Светлана Гончарова.

Рост расходов в портовой инфраструктуре и на обслуживание судов требует дополнительных вложений. По словам экспертов, единственный способ сдержать рост цен — увеличить объём рынка, привлекая новых туристов и повышая загрузку в "низкий" сезон.

Что нужно, чтобы рынок снова рос

  1. Строительство новых судов. Большая часть флота была построена ещё в советское время и нуждается в обновлении. Новые теплоходы уже проектируются, но процесс идёт медленно.

  2. Инвестиции в инфраструктуру. Современные причалы, ремонтные доки и станции обслуживания позволят ускорить обновление флота.

  3. Популяризация осенних и весенних маршрутов. Расширение туристического сезона поможет равномерно распределить пассажиропоток и стабилизировать цены.

  4. Развитие внутреннего туризма. После введения визовых ограничений в некоторых странах (например, в Черногории) россияне всё чаще выбирают путешествия внутри страны.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: рассматривать круизы только как летнее развлечение.
    Последствие: недозагрузка судов осенью и потеря доходов.
    Альтернатива: продвигать осенние маршруты как живописный и доступный формат отдыха.

  • Ошибка: не инвестировать в строительство новых лайнеров.
    Последствие: дефицит мест и рост цен.
    Альтернатива: привлекать государственные и частные средства в судостроение.

  • Ошибка: полагаться на внутренние резервы старого флота.
    Последствие: падение качества сервиса и снижение интереса к речным маршрутам.
    Альтернатива: создавать новые проекты судов с современным дизайном и комфортом.

Плюсы и минусы речных круизов

Плюсы Минусы
Доступная цена по сравнению с морскими турами Зависимость от погодных условий
Возможность увидеть сразу несколько регионов Сезонность (май-октябрь)
Высокий уровень комфорта на борту Ограниченное количество судов
Экологичность и неторопливость маршрутов Рост себестоимости и цен

А что если сделать ставку на осень

Осенние маршруты могут стать новым форматом внутреннего туризма. Если грамотно подать их — через фотоэкспедиции, гастрономические туры или программы "золотая осень на реке", — можно привлечь аудиторию, которая ищет спокойный и атмосферный отдых.

К тому же для семейных поездок осенние круизы удобнее: нет жары, меньше людей, а природа особенно выразительна.

Три интересных факта

  1. В России действует более 130 речных маршрутов, крупнейшие — по Волге, Каме и Енисею.

  2. Самый длинный круиз длится около 25 дней и соединяет Москву с Астраханью.

  3. Осенние туры пользуются популярностью у иностранных туристов, которые приезжают в Россию ради "золотой осени".

Исторический контекст

  1. Первые речные пассажирские суда появились в России в XIX веке на Волге.

  2. В советское время круизы были элементом массового отдыха: путёвки предоставлялись профсоюзами.

  3. После 2020 года внутренние речные маршруты стали одним из драйверов восстановления туризма.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Оскар Конюхов рассказал, как ИИ экономит расходы на путешествия сегодня в 15:47
Когда выгоднее покупать билеты — в воскресенье или в четверг? Искусственный интеллект уже знает ответ

Искусственный интеллект уже помогает туристам выбирать лучшие маршруты, а теперь — ещё и экономить. Как технологии меняют подход к планированию путешествий?

Читать полностью »
Безвиз сделал Китай лидером новогоднего туризма — ФедералПресс сегодня в 7:29
Конфуций, роботы и пиво из шланга: чем удивит Китай на Новый год — россияне открывают новые маршруты

Безвизовый режим сделал Китай фаворитом зимнего сезона. Что ждёт россиян — древняя мудрость, пивные улицы или роботы на рынках Поднебесной?

Читать полностью »
В России развивается сельский туризм — Путешествия, туризм, наука вчера в 22:10
Город устал — пора на ферму: как туристов учат печь хлеб и доить коз в российской глубинке

Фермы России становятся новыми центрами отдыха и обучения. Почему все больше путешественников меняют пляжи на запах сена и хруст свежего хлеба?

Читать полностью »
Ретропоезд Чайковский экспресс продолжит рейсы в 2026 — правительство Удмуртии вчера в 18:18
Пельмени выходят на новый уровень: как Удмуртия превращает зиму в туристический магнит

Фестиваль пельменей, ретропоезда и новые маршруты делают Удмуртию одним из самых насыщенных направлений зимнего туризма в 2026 году.

Читать полностью »
ЮНЕСКО напоминает о памятниках, находящихся под угрозой исчезновения вчера в 14:05
Успеть, пока не станет поздно: исчезающие сокровища планеты, которые стоит увидеть сейчас

Некоторые чудеса мира тают на глазах, другие еще можно спасти. Какие памятники могут исчезнуть уже при жизни нынешнего поколения?

Читать полностью »
Поход в горы требует особого уровня подготовки — альпинист Киселев вчера в 13:40
Не обувь и не рюкзак: альпинист назвал главное условие первого похода в горы

Альпинист Денис Киселев рассказал EcoSever, какое условие является обязательным для первого похода в горы.

Читать полностью »
Новый круизный маршрут свяжет Владивосток и Камчатку — PrimaMedia вчера в 10:19
Океан вместо трассы: маршрут Дальнего Востока, что перевернёт представление о путешествиях по России

На Дальнем Востоке запускают новый круизный маршрут, который соединит Владивосток, Сахалин и Камчатку и может изменить формат путешествий по региону.

Читать полностью »
Блогер Лисейкина объяснила, почему не стоит брать чемоданы в поезда вчера в 6:31
Не ешьте курицу и не верьте бабушкам: роковые ошибки, которые россияне совершают в поездах

Тревел-блогерша рассказала, какие ошибки чаще всего совершают пассажиры в поездах. Почему жареная курица и доверчивость к соседям могут обернуться проблемой?

Читать полностью »