
Осень на воде: почему речные круизы могут стать новым трендом отдыха в России
Когда лето уходит, а туристические направления постепенно пустеют, у речных круизов в России наступает особое время. Осень на Волге, Каме или Енисее — это не только мягкое солнце и огненные берега, но и шанс для отрасли найти новые точки роста. Эксперты считают: чтобы круизное направление снова начало расти, нужны не только новые суда, но и новая культура путешествий.
Рынок на перепутье
В 2025 году речные круизы впервые за несколько лет перестали расти прежними темпами. По данным АТОР, продажи турпакетов увеличились лишь на 1-2%, тогда как ещё недавно рост составлял 15-18% ежегодно. Цены при этом поднялись примерно на 15%.
Генеральный директор круизного центра "Инфофлот", член комиссии по круизам Российского союза туриндустрии Андрей Михайловский пояснил, что отрасль подошла к естественному пределу существующего флота:
"Рынок год к году, начиная с 2022-го, рос на 25-30% по количеству людей. Новые теплоходы строятся, процесс пошёл, но когда один корабль добавляется, условно, к десяти старым, то прирост емкости исчисляется всего 1-1,5%", — отметил генеральный директор "Инфофлота" Андрей Михайловский.
По его словам, в пиковые годы круизные компании увеличивали количество судов за счёт кораблей, ранее обслуживавших иностранных туристов. После пандемии они остались без работы и вернулись на российский рынок. Однако этот резерв исчерпан: для дальнейшего роста нужны новые суда, инвестиции и производственные мощности.
Сегодня средняя загрузка теплоходов составляет 85-90% летом и 70-75% осенью. Казалось бы, цифры неплохие, но в высокий сезон ощущается дефицит мест. Именно поэтому эксперты видят перспективу в развитии осеннего направления, когда стоимость туров снижается, а маршруты остаются столь же живописными.
Осень под палубой: недооценённый сезон
Заместитель директора по туризму компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова убеждена, что осенние круизы способны стать самостоятельным туристическим продуктом.
"Летом средняя загрузка стремилась к 90%, сейчас она около 70-75%. Людей отпугивают холодная погода и дожди. Но в этот период цены невысокие, а сам круиз остаётся очаровательным", — рассказала заместитель директора "Мостурфлота" Светлана Гончарова.
По её словам, осенний круиз — это возможность увидеть природу в пике цвета: красно-зелёные берега, отражающиеся в воде, туманные рассветы и спокойствие на палубах. Цены при этом снижаются на 25-30%, а условия комфортабельны: теплоходы отапливаются, в каютах уютно, на борту работает развлекательная программа.
Средняя стоимость круиза — от 6 тысяч рублей в день на человека. В турпакет входят питание, экскурсии и досуг. При этом цены в летний сезон выросли на 10-11%, а осенью пока остаются на уровне прошлого года.
Почему дорожает речной отдых
Гончарова отмечает: рост цен связан не с жадностью компаний, а с объективными экономическими причинами.
"Повышение цен происходит потому, что неуклонно каждый год растёт себестоимость турпродукта. Сейчас наблюдаем повышение цен на топливо, а весной подорожали продукты питания. Цены растут на обслуживание флота в портах захода", — пояснила представитель "Мостурфлота" Светлана Гончарова.
Рост расходов в портовой инфраструктуре и на обслуживание судов требует дополнительных вложений. По словам экспертов, единственный способ сдержать рост цен — увеличить объём рынка, привлекая новых туристов и повышая загрузку в "низкий" сезон.
Что нужно, чтобы рынок снова рос
-
Строительство новых судов. Большая часть флота была построена ещё в советское время и нуждается в обновлении. Новые теплоходы уже проектируются, но процесс идёт медленно.
-
Инвестиции в инфраструктуру. Современные причалы, ремонтные доки и станции обслуживания позволят ускорить обновление флота.
-
Популяризация осенних и весенних маршрутов. Расширение туристического сезона поможет равномерно распределить пассажиропоток и стабилизировать цены.
-
Развитие внутреннего туризма. После введения визовых ограничений в некоторых странах (например, в Черногории) россияне всё чаще выбирают путешествия внутри страны.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: рассматривать круизы только как летнее развлечение.
Последствие: недозагрузка судов осенью и потеря доходов.
Альтернатива: продвигать осенние маршруты как живописный и доступный формат отдыха. -
Ошибка: не инвестировать в строительство новых лайнеров.
Последствие: дефицит мест и рост цен.
Альтернатива: привлекать государственные и частные средства в судостроение. -
Ошибка: полагаться на внутренние резервы старого флота.
Последствие: падение качества сервиса и снижение интереса к речным маршрутам.
Альтернатива: создавать новые проекты судов с современным дизайном и комфортом.
Плюсы и минусы речных круизов
Плюсы | Минусы |
Доступная цена по сравнению с морскими турами | Зависимость от погодных условий |
Возможность увидеть сразу несколько регионов | Сезонность (май-октябрь) |
Высокий уровень комфорта на борту | Ограниченное количество судов |
Экологичность и неторопливость маршрутов | Рост себестоимости и цен |
А что если сделать ставку на осень
Осенние маршруты могут стать новым форматом внутреннего туризма. Если грамотно подать их — через фотоэкспедиции, гастрономические туры или программы "золотая осень на реке", — можно привлечь аудиторию, которая ищет спокойный и атмосферный отдых.
К тому же для семейных поездок осенние круизы удобнее: нет жары, меньше людей, а природа особенно выразительна.
Три интересных факта
-
В России действует более 130 речных маршрутов, крупнейшие — по Волге, Каме и Енисею.
-
Самый длинный круиз длится около 25 дней и соединяет Москву с Астраханью.
-
Осенние туры пользуются популярностью у иностранных туристов, которые приезжают в Россию ради "золотой осени".
Исторический контекст
-
Первые речные пассажирские суда появились в России в XIX веке на Волге.
-
В советское время круизы были элементом массового отдыха: путёвки предоставлялись профсоюзами.
-
После 2020 года внутренние речные маршруты стали одним из драйверов восстановления туризма.
Подписывайтесь на Экосевер