
180 маршрутов к 2030 году: Россия делает ставку на развитие автотуризма
Минэкономразвития России и Центр стратегических разработок (ЦСР) выпустили первый официальный каталог автомобильных маршрутов для путешественников. В него вошли 109 готовых маршрутов по всей стране, рассчитанных на туристов, путешествующих на автомобилях, мотоциклах и автодомах. К 2030 году их количество планируется увеличить до 180.
Готовые маршруты для автотуристов
Как сообщили в ЦСР, каталог охватывает все федеральные округа России. Он включает как популярные туристические направления, так и новые трассы, проложенные через малые города, природные заповедники и культурные объекты.
"К концу 2025 года число автомаршрутов планируется увеличить до 120, а к 2030 году — до 180. При их разработке учитываются запросы авто- и мотопутешественников, а также мнения экспертного сообщества", — отмечается в сообщении.
Туризм на колёсах: масштаб растёт
По данным Минэкономразвития, в 2025 году общий турпоток по России достигнет 96 млн человек, треть из которых придётся на автомобильные поездки. Количество автопутешествий, по прогнозу ведомства, увеличится на 7% по сравнению с 2024 годом.
География маршрутов: от Золотого кольца до Арктики
Каждый девятый автомаршрут из каталога проходит по северным регионам в рамках проекта "Серебряное ожерелье России". На северо-западе уже действует более 5,3 тыс. км трасс, включающих 10 региональных и 2 межрегиональных маршрута.
Пример — маршрут "Князь Александр Невский", соединяющий Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Туристы могут увидеть памятники архитектуры, города, основанные князем, и места исторических сражений.
Сейчас на рассмотрении региональных властей находится ещё 12 маршрутов:
-
5 — в Вологодской области,
-
3 — в Новгородской,
-
3 — в Псковской,
-
1 — в Республике Коми.
Некоторые северные территории, например Ненецкий автономный округ, пока не включены в каталог из-за отсутствия круглогодичного автомобильного сообщения.
Кто путешествует по России на машине
По словам вице-президента АТОР и гендиректора туроператора "Дельфин" Сергея Ромашкина, автопутешественники делятся на две основные группы:
-
Целевая аудитория: те, кто едет "на точку" — например, в санаторий, на пляж или горячие источники.
-
Экскурсионные туристы: исследуют регион, города и достопримечательности по пути.
"У каждой группы свои приоритеты. Одним нужны трассы и отели, другим — кафе, достопримечательности и интерактивные объекты", — отмечает эксперт.
Инфраструктура и развитие дорог
По словам председателя Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаева, в России растёт не только поток автотуристов, но и уровень дорожной инфраструктуры.
Развиваются точки размещения, сервисные зоны, парковки и кемпинги.
"Новые дороги сделали автомобильный туризм популярным. Автомобиль сделал отдых доступным — для семей с детьми, молодёжи и пенсионеров", — отметил депутат.
При этом он подчеркнул, что стоимость поездок увеличилась:
-
подорожали трассы М4, М11, М12,
-
с апреля стала платной А-289 — дорога, ведущая в Крым в обход Крымского моста.
В Госдуму направлено предложение о снижении платы за проезд по курортным трассам на 30%.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
Ошибка: недооценивать важность подготовки перед автопутешествием.
Последствие: непредвиденные расходы и задержки в пути.
Альтернатива: использовать готовые маршруты из каталога Минэкономразвития.
Ошибка: игнорировать особенности дорожной инфраструктуры регионов.
Последствие: риск попасть на участки без заправок или сервисов.
Альтернатива: планировать маршрут с учётом зон отдыха и АЗС.
Ошибка: ехать по зимникам в одиночку.
Последствие: опасность для жизни в северных регионах.
Альтернатива: путешествовать группой или с гидом.
Плюсы и минусы автотуризма
Плюсы | Минусы |
Свобода маршрута и остановок | Рост цен на топливо и платные дороги |
Возможность исследовать малые города | Зависимость от погоды и состояния трасс |
Экономия на авиабилетах | Износ автомобиля |
Гибкость маршрута | Нехватка кемпингов и зон отдыха |
Автотуризм как драйвер внутреннего рынка
Каталог маршрутов станет частью государственной программы развития внутреннего туризма.
По оценкам экспертов, наличие готовых схем с указанием достопримечательностей, кафе и отелей повысит туристическую активность на 10-12% в ближайшие годы.
Кроме того, документ поможет инвесторам оценивать потенциал регионов для строительства кемпингов, автосервисов и придорожных кафе.
Исторический контекст
Автотуризм в России активно развивался ещё в 1970-80-х годах, когда по стране действовали клубы автопутешественников и первые кемпинги вдоль трасс. После 2010 года интерес к поездкам на личных авто вернулся: развитие трасс М11 "Нева", М12 "Восток" и сети кемпингов сделало дороги более безопасными и комфортными.
Три интересных факта
-
Самый протяжённый маршрут каталога — "Транссибирский авто-путь", длиной более 9 200 км от Москвы до Владивостока.
-
Каждый девятый маршрут проходит через регионы проекта "Серебряное ожерелье России".
-
Самый короткий маршрут — "Золотое кольцо Самарской Луки", всего 140 км, рассчитан на однодневное путешествие.
FAQ
— Сколько маршрутов уже готово?
109 — по всем федеральным округам.
— Можно ли скачать каталог?
Да, он будет опубликован на сайте Минэкономразвития и ЦСР.
— Есть ли маршруты по Арктике?
Пока нет постоянных, но разработка ведётся в северных регионах.
Мифы и правда
Миф: автомобильные маршруты — это только для любителей экстрима.
Правда: большинство маршрутов рассчитано на семьи и спокойный отдых.
Миф: автотуризм — альтернатива авиаперелётам только летом.
Правда: многие маршруты круглогодичные, включая зимние направления.
Миф: путешествие по России на машине дороже, чем за границей.
Правда: при правильном планировании поездка обходится на 20-30% дешевле.
Подписывайтесь на Экосевер