
Короли, дамы и валеты с петербургского бала: кто на самом деле изображён на старинной колоде карт
Когда мы берём в руки колоду карт и начинаем привычную партию в "дурака" или "покер", редко кто задумывается, что за изображениями королей, дам и валетов стоит настоящая история — не выдуманная, а очень реальная, императорская.
Классическая "русская" колода, знакомая каждому, обязана своим рождением не просто художникам и фабрикам, а самому последнему великому балу Российской империи — знаменитому костюмированному празднику в Зимнем дворце 1903 года.
Бал, где ожила история
Февраль 1903 года. Петербург празднует Масленицу. Императрица Александра Фёдоровна решает устроить грандиозный костюмированный бал, на котором все гости должны предстать в образах русской знати XVII века — эпохи царя Алексея Михайловича, предка Романовых. Бал растянулся на три вечера и стал апофеозом блеска уходящей эпохи.
"Мужчины и женщины из высшего общества активно участвовали в этом балу. Из частных коллекций были извлечены великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры надели мундиры того времени, а придворные облачились в платья, принятые при дворе царя Алексея… Особенно очаровательной на этом балу была великая княгиня Елизавета Фёдоровна", — вспоминала фрейлина баронесса София Карловна Буксгевден.
Всё было продумано до мельчайших деталей: танцы заранее репетировались, наряды шились лучшими мастерами, а весь Зимний дворец превратился в живую декорацию старинной Руси.
Последний праздник империи
Спустя годы великий князь Александр Михайлович вспоминал этот вечер с горькой иронией:
"Хотя на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода… В то время как мы танцевали, в Петербурге происходили забастовки рабочих, и напряжение на Дальнем Востоке росло".
Действительно, 1903 год стал преддверием великих потрясений — русско-японской войны и революции. Но тогда, в тот февраль, никто об этом не думал. В залах звучали старинные мелодии, а золото, бархат и мехи напоминали о блестящем дворе допетровской Руси.
Чтобы сохранить память об этом бале, решили сделать не просто фотографии. Императорский двор заказал выпуск игральных карт, где в образах королей, дам и валетов должны были предстать реальные участники торжества. Так появилась знаменитая колода "Русский стиль".
"Русский стиль": карты с лицами империи
Проект карт создавался на немецкой фабрике Dondorf в Франкфурте-на-Майне. Эскизы художники завершили к 1911 году, а к 1913-му — в честь 300-летия династии Романовых — карты были отпечатаны на Императорской карточной фабрике (бывшая Александровская мануфактура).
Каждая масть имела свои символы и прототипов — людей из свиты Николая II.
Короли
-
Король червей - сам император Николай II, изображённый в костюме царя Алексея Михайловича.
-
Король бубен - Николай Николаевич Гартунг, шталмейстер Высочайшего двора, в образе боярина.
-
Король треф - граф Михаил Николаевич Граббе, в костюме "жильца".
-
Король пик - не имеет конкретного прототипа, но изображён в образе Ивана Грозного, по мотивам картины А. Литовченко.
Дамы
-
Дама червей - великая княгиня Ксения Александровна, в костюме боярыни.
-
Дама бубен - по разным версиям, графиня Александра Толстая, княгиня Вера Кудашева или София Дурново, в наряде боярышни.
-
Дама треф - великая княгиня Елизавета Фёдоровна, в костюме княгини.
-
Дама пик - княгиня Зинаида Юсупова, в роскошном уборе боярыни.
Валеты
-
Валет червей - Николай Волков, адъютант великого князя Алексея Александровича, в костюме служилого человека.
-
Валет бубен - великий князь Андрей Владимирович, в одеянии сокольничего.
-
Валет треф - великий князь Михаил Александрович, в полевом костюме царевича.
-
Валет пик - Александр Безак, командир эскадрона Кавалергардского полка.
Каждая карта стала миниатюрным портретом участника бала, исполненным в стиле живописных иллюстраций — с точной прорисовкой лиц, одежды и аксессуаров.
Символ пеликана — "сердце для сирот"
Первый тираж колоды украшал символ пеликана, кормящего птенцов своим сердцем. Под рисунком стояла надпись:
"Себя не жалея питает птенцов".
Это был не просто орнамент. Таким образом правительство подчёркивало, что часть прибыли от продажи карт идёт на нужды Воспитательного дома, где воспитывались сироты. Считалось, что, покупая или играя в эти карты, люди помогали детям. Этот трогательный символ стал своеобразным знаком добродетели имперской эпохи.
Игральная колода как зеркало времени
Карты "Русский стиль" стали не просто сувениром — это было отражение духа эпохи Николая II. Каждая деталь, от орнаментов до костюмов, была исполнена с художественным вкусом и исторической точностью.
Но уже через несколько лет после их появления империя, изображённая на картинках, перестала существовать. Бал 1903 года, который вдохновил создание этой колоды, вошёл в историю как последний великий праздник дома Романовых.
Таблица "Сравнение": символика мастей
Масть | Символ | Образ в колоде "Русский стиль" | Историческое значение |
Черви | Любовь, вера | Семья императора Николая II | Символ династической преемственности |
Бубны | Богатство, власть | Представители двора и знати | Материальное могущество империи |
Трефы | Честь, воинство | Великие князья и военные | Воинская доблесть России |
Пики | Судьба, власть | Царские советники, Иван Грозный | Символ власти и трагизма эпохи |
Память в картинках
Благодаря фотографиям и картам можно увидеть, как выглядели наряды участников бала. Тяжёлые парчовые ткани, золотое шитьё, меха, драгоценные кокошники, сапфиры и жемчуг — каждый образ был произведением искусства.
Снимки, сделанные придворными фотографами, позже использовались художниками при создании карт. Некоторые из этих изображений сохранились до наших дней и хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы.
Эхо утраченной эпохи
Бал 1903 года остался символом заката Российской империи — последнего роскошного всплеска перед бурей. Карты, родившиеся из этого праздника, стали не просто игральным атрибутом, а миниатюрной хроникой времени, где каждый валет и каждая дама — реальные люди, стоявшие у трона.
Подписывайтесь на Экосевер