
Авиабилеты в России могут подорожать: новые сборы ударят по пассажирам
Авиабилеты в России могут вырасти в цене примерно на 10%. Причина — рост агентских сборов, связанных с изменениями в системе бронирования. Эксперты уверены: дополнительные издержки в итоге переложат на пассажиров, и прежде всего пострадает бюджетный сегмент.
Что изменилось
Компания "Сирена-Трэвел", контролирующая крупнейшую в стране систему дистрибуции авиабилетов GDS Leonardo, перевела договоры с агентами, онлайн-тревел-агентствами и консолидаторами на свою "дочку" — структуру "Миксвел". Одновременно выросли сборы с агентов, а значит, увеличились издержки всех посредников.
"В итоге издержки придется переложить на покупателей, что приведет к росту цен примерно на 10%", — считает гендиректор АНО "Цифровизации и новых технологий" и член общественного совета ФАС Алексей Кожевников.
Почему это важно
Через агентов сегодня продаётся более половины авиабилетов в России. Если сборы вырастут, дополнительная нагрузка неминуемо коснётся розничных покупателей.
Президент Ассоциации агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко уточняет: проблема коснётся всего рынка, ведь 80% бронирований приходится именно на систему Leonardo. У её единственного конкурента, ORS, работают только две авиакомпании — S7 и "Азимут".
Возможный выход — протокол NDC
Некоторые агенты уже переходят на прямое взаимодействие с перевозчиками через протокол NDC. Он позволяет бронировать билеты без посредников и, соответственно, без дополнительных сборов. Сегодня по этой технологии можно работать с "Аэрофлотом", S7, "Уральскими авиалиниями", "Победой", а также с рядом иностранных перевозчиков — Turkish Airlines и Emirates.
Но у большинства из 35 российских авиакомпаний NDC пока нет. Подключение требует сложных технических решений и значительных вложений. Крупные агентства могут себе это позволить, а вот мелкие продавцы вынуждены продолжать бронировать через Leonardo, оплачивая все сборы.
Что делает ФАС
В Федеральную антимонопольную службу уже поступило обращение от онлайн-агентств с просьбой не допустить роста цен. На 15 октября назначено отдельное разбирательство по схожему делу: в отношении структуры "Сирена-Трэвел" — АО "Транспортная клиринговая палата" (ТКП).
Ранее ТКП взимала с пассажиров таксу ZZ, которую суд признал неправомерной. Взамен компания ввела новый сбор за услугу информационно-технологического обеспечения (ИТО), что ещё больше ударило по карману покупателей. Несмотря на предупреждение ФАС весной 2025 года, сбор ИТО продолжает взиматься.
Сравнение: билеты через GDS и напрямую
Способ бронирования | Плюсы | Минусы |
Через GDS (Leonardo) | Доступ к большинству авиакомпаний | Рост сборов, удорожание билетов |
Через NDC (напрямую с перевозчиком) | Экономия на комиссиях | Сложное подключение, не у всех авиакомпаний |
Советы шаг за шагом для пассажиров
-
Проверяйте цены не только у агентов, но и на сайтах авиакомпаний.
-
Пользуйтесь акциями лоукостеров, где часть билетов продаётся напрямую.
-
Следите за новостями ФАС — возможны изменения в правилах взимания сборов.
-
При долгосрочном планировании покупайте билеты заранее, до роста тарифов.
-
Сравнивайте условия возврата и обмена — у агентов и авиакомпаний они отличаются.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: покупать билеты только у посредников.
Последствие: переплата из-за агентских сборов.
Альтернатива: сравнивать цены на официальных сайтах перевозчиков. -
Ошибка: откладывать покупку билета до последнего.
Последствие: рост цен до 10% и выше.
Альтернатива: покупать заранее, особенно в сезон отпусков. -
Ошибка: не учитывать сборы при планировании бюджета.
Последствие: дороже обходится вся поездка.
Альтернатива: закладывать в расходы сервисные комиссии и искать альтернативы.
А что если…
Если бы ФАС обязала "Сирена-Трэвел" снизить или отменить новые сборы, рынок получил бы больше прозрачности, а конкуренция между агентами усилилась бы. Но пока этого не произошло, нагрузка ложится на пассажиров.
Плюсы и минусы новых правил
Плюсы | Минусы |
Рост интереса к технологии NDC | Подорожание билетов для пассажиров |
Возможность для авиакомпаний напрямую работать с клиентами | Уход с рынка мелких агентов |
Усиление контроля ФАС | Риск монополизации бронирования |
FAQ
На сколько могут вырасти цены?
Примерно на 10%, прежде всего в сегменте бюджетных перевозок.
Кого коснётся рост цен?
В первую очередь тех, кто покупает билеты через агентства и онлайн-платформы.
Можно ли избежать переплаты?
Да, бронируя напрямую через сайты авиакомпаний или используя протокол NDC у тех перевозчиков, где он есть.
Мифы и правда
-
Миф: рост цен связан только с авиакомпаниями.
Правда: причиной стали сборы системы бронирования и её дочерних структур. -
Миф: переплата коснётся только дорогих билетов.
Правда: прежде всего пострадает бюджетный сегмент. -
Миф: все агентства смогут перейти на NDC.
Правда: мелким игрокам это невыгодно и технически сложно.
3 интересных факта
-
На систему Leonardo приходится 80% российского рынка бронирования авиабилетов.
-
Более половины всех билетов продаётся через агентов, а не напрямую.
-
Первые судебные решения по завышенным сборам в авиасфере появились ещё в марте 2025 года.
Исторический контекст
-
В 2000-х годах рынок авиаперевозок в России начал активно использовать GDS-системы.
-
С 2010-х годов технологии прямого бронирования через NDC стали внедряться крупнейшими авиакомпаниями мира.
-
В 2025 году ситуация вокруг "Сирены-Трэвел" и ТКП вызвала первый масштабный конфликт между агентами и системой бронирования.
Подписывайтесь на Экосевер