
Взлет без паспорта: российские авиапассажиры готовятся к биометрической революции
Россия готовится к внедрению биометрии в авиации. Минтранс, Минцифры, Центр биометрических технологий и авиакомпания "Аэрофлот" подписали соглашение о развитии цифровых решений в сфере пассажирских перевозок. Новая технология позволит проходить регистрацию на рейс и посадку в самолет по лицу — без необходимости предъявлять паспорт, сообщает "Интерфакс".
"Технология позволит улучшить качество и скорость обслуживания пассажиров на воздушном транспорте. В перспективе биометрию можно будет использовать в качестве альтернативы предъявлению паспорта при регистрации на рейс и посадке в самолет", — говорится в сообщении Минтранса.
По замыслу разработчиков, биометрия не заменит привычные документы полностью. Каждый пассажир сам выберет, как ему удобнее: использовать паспорт или пройти процедуру по лицу.
"Единая биометрическая система становится фундаментом нового уровня сервиса на транспорте. Это не только безопасность, но и удобство, скорость, комфорт, к которым привыкают наши граждане", — заявил глава Минтранса Андрей Никитин.
Как будет работать новая система
-
Пассажир заранее регистрирует свою биометрию в Единой системе.
-
При покупке билета выбирает способ прохождения контроля.
-
На регистрации и при посадке сканируется лицо — процесс занимает несколько секунд.
-
Данные сверяются с системой, и пассажир допускается к рейсу.
Сравнение: паспорт vs биометрия
Параметр | По паспорту | По биометрии |
Время на регистрацию | 5-10 минут | 1-2 минуты |
Удобство | Необходимо предъявить документ | Достаточно сканирования лица |
Риск забыть | Высокий | Практически отсутствует |
Точность идентификации | До 95% | До 99% (по данным Минцифры) |
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: не зарегистрировать биометрию заранее.
-
Последствие: невозможность пройти посадку по новому формату.
-
Альтернатива: всегда можно использовать паспорт.
-
Ошибка: использовать систему без согласия.
-
Последствие: недовольство и недоверие пассажиров.
-
Альтернатива: оставить выбор за клиентом — паспорт или биометрия.
-
Ошибка: игнорировать кибербезопасность.
-
Последствие: утечки данных.
-
Альтернатива: хранение информации в защищённой государственной системе.
А что если…
А что если через несколько лет биометрия станет основным способом идентификации в транспорте? Тогда путешествия по стране будут максимально упрощены: вместо множества документов достаточно одного сканирования лица. Это сократит очереди и повысит скорость обслуживания во всех видах транспорта.
Плюсы и минусы внедрения
Плюсы | Минусы |
Быстрое прохождение регистрации и посадки | Опасения пассажиров за сохранность данных |
Минимизация очередей | Необходимость регистрации в системе |
Удобство для часто летающих | Технические сбои на старте внедрения |
Снижение риска поддельных документов | Ограниченное использование на первых этапах |
FAQ
Когда внедрят биометрию на рейсах?
Точные сроки не названы, но пилотные проекты могут стартовать в ближайшие годы.
Обязательно ли использовать биометрию?
Нет, пассажир сможет выбрать между паспортом и сканированием лица.
Безопасны ли данные?
Хранение обеспечивается в Единой биометрической системе, которая имеет государственную защиту.
Мифы и правда
-
Миф: биометрия полностью заменит паспорт.
-
Правда: паспорт останется альтернативой.
-
Миф: сканирование лица занимает много времени.
-
Правда: процесс проходит за несколько секунд.
-
Миф: система будет доступна только для "Аэрофлота".
-
Правда: в перспективе её внедрят и в другие авиакомпании, а также на железной дороге.
3 интересных факта
-
Подобные системы уже работают в метро Москвы и Санкт-Петербурга.
-
Внедрение биометрии в авиации обсуждалось ещё в 2020-х годах, но реализуется только сейчас.
-
Россия станет одной из первых стран, внедривших биометрическую посадку на государственном уровне.
Исторический контекст
-
2018 год — запуск Единой биометрической системы в банковской сфере.
-
2021 год — первые тесты Face Pay в московском метро.
-
2023 год — расширение биометрии на транспортные проекты.
-
2025 год — соглашение о внедрении биометрии в авиации.
Подписывайтесь на Экосевер