
Не так сидит, не так смотрит, не так одет — как в школе вычисляют "опасных" детей
Министерство просвещения РФ выпустило рекомендации для учителей: теперь педагогов просят особенно внимательно следить за детьми-иностранцами, чтобы выявить среди них возможных будущих преступников. Документ появился на сайтах региональных министерств образования Башкортостана, Свердловской и Смоленской областей. Обратили внимание на эту публикацию журналисты "Ведомостей".
Речь идёт о методичке, в которой составлен своеобразный чек-лист признаков "неблагонадёжного" ученика. Уточняется: он не обязательно уже нарушил закон — но может в будущем.
Что должно насторожить учителя?
Авторы документа предлагают обращать внимание на следующие признаки:
-
Пренебрежение к "исторической памяти" и государственным символам;
-
Отрицательное отношение к "Разговорам о важном" — урокам по формированию патриотических ценностей;
-
Сложности в адаптации, конфликтность, регулярные нарушения дисциплины;
-
Использование слов и выражений, которые не относятся к школьной программе;
-
Одежда и вещи с символикой, относящейся к радикальным религиозным движениям, экстремизму или криминальным субкультурам;
-
Интерес к сайтам, где публикуется шок-контент, информация о терроризме и экстремизме;
-
Возможные признаки употребления наркотиков.
Кто разработал рекомендации?
Методичку подготовили совместно Минпросвещения, МВД и Минобрнауки. В её создании также участвовали сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета, рассказал источник "Ведомостей" в министерстве.
Почему это вызывает вопросы?
Хотя документ преподносится как превентивная мера, сама идея слежки за детьми-иностранцами вызывает этические и правовые сомнения. Многие пункты в списке носят субъективный характер и могут быть интерпретированы слишком широко.
Например, критика уроков патриотизма или интерес к определённым темам в интернете — это не преступление. Тем более, в подростковом возрасте, когда протест и поиски идентичности — естественная часть взросления.
Под прицелом — не поведение, а происхождение?
Особое беспокойство вызывает именно фокус на детях-иностранцах. Хотя в методичке формально говорится о "всех учащихся", отдельный акцент на мигрантов может привести к стигматизации и дискриминации по национальному признаку.
"Ребёнок, склонный к правонарушениям, может демонстрировать негативное отношение к исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике и к информации, которую преподносят учителя на уроках "Разговоры о важном"."
Что дальше?
Пока неясно, будет ли этот документ внедрён на федеральном уровне и какие реальные последствия ждут учеников, попавших в "группу риска" по критериям методички. Но в педагогическом сообществе уже начались обсуждения — что важнее: безопасность или доверие?
Подписывайтесь на Экосевер