
Самая запутанная граница Европы: через нее можно проехать на велосипеде, пешком и с порцией картошки фри
В Европе есть участок границы, который не похож ни на один другой. Он пролегает прямо по велосипедной дорожке, созданной на месте старой железной дороги Веннбан (или "Фенс-железная дорога"), построенной в 1899 году для перевозки угля, железа и стали между Ахеном (Германия) и Люксембургом, сообщает dir. bg.
От промышленного подъёма до аннексий
В годы Первой мировой войны железная дорога была стратегическим объектом для перевозки военных грузов. Но после Версальского договора 1919 года спорная территория вместе с 28-километровым железнодорожным коридором отошла Бельгии. Это создало несколько немецких анклавов, один из которых — всего 1,5 гектара и одна ферма — существует до сих пор.
Рождение туристического маршрута
Во второй половине XX века движение по Веннбану прекратилось. Попытка запустить туристическую железную дорогу не увенчалась успехом, и в 2013 году линию превратили в 125-километровый асфальтированный веломаршрут, проходящий через Германию, Бельгию и Люксембург. Сегодня сюда приезжают, чтобы увидеть средневековые города, природные заповедники и сельские пейзажи, не замечая, как несколько раз пересекают границу.
Будни на стыке двух стран
Вдоль маршрута работают рестораны, как, например, Nicki's Imbiss в немецкоязычной части Бельгии, известный своей картошкой фри. Здесь можно сесть за стол в одной стране, а припарковаться — в другой.
Шенгенское соглашение делает пересечение границы незаметным: немецкий автобус может забрать пассажиров на бельгийской улице, а почтальон — ежедневно въезжать в Бельгию, чтобы обслуживать немецкий квартал.
Лишь пандемия COVID-19 напомнила местным жителям о существовании границы: правила на бельгийской и немецкой сторонах различались, и путешественникам приходилось проверять требования перед каждым переходом.
История на каждом километре
Регион не раз оказывался в центре событий:
- Карл Великий правил своей империей из Аахена.
- Наполеон приказал построить дорогу, ставшую основой железной линии.
- В 1940 году Гитлер захватил регион, а до сих пор можно увидеть бетонные "зубы дракона" — часть обороны Третьего рейха.
- В 1944 году американские войска прорвали линию и освободили деревню Рётген — первую в Германии.
Кофейная контрабанда и "Святая Мокка"
После войны регион стал известен как "Греховная граница" из-за контрабанды кофе из Бельгии в Германию, где он стоил втрое дороже. За пять лет было переправлено более 1000 тонн кофе, что помогло обедневшему региону.
Контрабандисты использовали велосипеды, машины, кареты скорой помощи и даже катафалки, а от полиции спасались, бросая шипы на дорогу. Немцы ответили "метлой Порше" — снегоочистителем на скоростных авто.
В городке Мютцених сегодня стоит бронзовая статуя с мешком кофе на спине, а местная церковь, восстановленная на пожертвования контрабандистов, носит неофициальное название "Святая Мокка".
Граница сегодня: без шлагбаумов и паспортов
Сейчас единственным признаком, что вы пересекли границу, может быть дорожный знак или бетонный столб с литерами "B" (Бельгия) и "D" (Германия). На участке у бельгийского города Ререна посетители, выйдя из кафе, могут ненадолго оказаться в Германии, перейти шоссе и снова вернуться в Бельгию.
Kaffeefee, кафе в начале маршрута, подключено к немецким электросетям и водопроводу, но работает по бельгийским правилам. Если случается ЧП, хозяева советуют звонить в немецкую скорую — она приедет быстрее.
Подписывайтесь на Экосевер